С детства меня завораживала четкая, логически выверенная композиция шахматных построений. Тогда я подолгу вертел в руках резные деревянные фигурки, напоминающие мне солдатиков, изучал их внешние особенности. В отполированных, покрытых блестящим лаком гранях угадывался характер и предназначение каждой боевой единицы. Одна — мощная, как крепостная стена; другая — высокая и худая, будто создана для бега; голову третьей венчает монаршая корона… Собранные вместе на доске, они буквально на глазах превращались в миниатюрную армию.
Таинственные истории, связанные с появлением древней игры, захватывали воображение, рисуя не только образы яростных сражений, но и тонкой дипломатии. Самая известная легенда об индийском мыслителе, который придумал шахматы для своего господина. В ней хитроумный мудрец попросил малую, на первый взгляд, плату за свое изобретение. Он хотел получить столько зерен, сколько поместится на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зернышко, на вторую — два, на третью — четыре, на четвертую — восемь и так далее. Казалось бы, одного пакета достаточно. Двух — максимум. Однако из легенды следовало, что такого количества зерна не собрать на всей планете. До сих пор трудно визуально представить, но если вдуматься, то станет ясно, что сумма зерен на доске выглядела бы гигантским 20-значным числом, и для такого объема потребовалось бы построить амбар размером 10х10х15 км.
Мудрец, вероятно, считал себя самым искусным обманщиком. Как ловко он обвел вокруг пальца раджу! Но и правитель оказался далеко не простаком. Поняв, что дал маху, он придумал, как отплатить хитрецу той же монетой, не нарушив при этом своего слова… Раджа велел выдавать зерна по условиям договора, а мудрец должен был их пересчитывать. Чисто шахматная комбинация с одной стороны и достойный ответ с другой.
Так что же заставило индийского правителя позвать мудреца и давать ему задание?
Раджа очень любил воевать, грезил сражениями. Но настоящая война требует огромных затрат на обучение войска, экипировку и снабжение; потом армия понесет потери, начнутся разрушения и голод. Все это приведет к упадку государства.
Раджа задал мудрецу единственный вопрос: как воевать и не истощить казну? Гениальным решением на клетчатой доске стали белые и черные фигурки из дерева, камня или слоновой кости. Их армии обрели законы ведения боя, капитуляции и, самое главное, ничего не стоили воюющим сторонам.
Все это я узнал позже, а в те годы ставил фигуры рядком на подоконнике и разглядывал их в блестящих лучах солнца.
Самыми понятными мне казались ладьи с зубцами и бойницами наверху. Они выглядели точь-в-точь как стрелковые башни, влитые в опоясывающую замок стену. Старые, хмурые бастионы под защитой свирепых пушек, которые с возвышенности пристально наблюдают за притихшей в страхе долиной.
Ладьи как бы сами просились ставить их по краям доски, чтобы с обеих сторон охранять мою армию. Ладья оказалась бесценна и в наступлении. Тяжелая и грозная фигура. Как только пехота пробьет брешь в обороне противника, туда немедленно вторгаются ладьи и разрушают с тыла всю неприятельскую систему фортификации.
Рядом с ладьями, в стойлах, копытами бьют кони. Легкая, маневренная кавалерия. Как в фильме про Чапаева, «красная» конница стремительно налетала и обращала в бегство плохого и обязательно трусливого врага. Не было предела моему детскому восторгу и от подвигов неуловимых мстителей. Особенно, когда они под залихватскую песню устраивали скачки с пальбой из наганов и всегда выходили победителями.
Конь изящная фигура, единственная из всей шахматной армии, которая умеет перепрыгивать через свои и чужие фигуры и пешки, что превращает его (коня) в мастера закрытых построений. Блокада, лишение противника мобильности и захват плацдармов — его основная работа. Не зря существует выражение «ход конем», означающее неожиданный поворот событий, обходной маневр.
Вот слон у меня вначале вызывал полнейшее недоумение. Достаточно было на него один раз взглянуть, чтобы закралась тревожная мысль: он болен? Понятно, что любой приличный, уважающий себя слон обязан иметь хобот, огромные уши и маленький хвостик. А этот, на доске, худой и длинный, чуть выше пешки и в остроконечной шапке.
Оказывается, первые слоны действительно выглядели как их прототипы, потому что шахматы появились в Индии, где эти животные массово использовались на строительных работах и в военном деле. Хобот и уши они «потеряли» по дороге в Европу, куда привезли их арабские купцы. В суровом климате слоны не живут, поэтому для европейцев оказались в диковинку. Единственный, пожалуй, случай, который приходит на ум, — это слоны полководца Ганнибала, которые в 218 году до н.э. появились на альпийских склонах. Переход выдался им не по силам. Теплолюбивые животные погибли на заснеженных тропах.
Отношение к слонам у основной массы средневекового европейского населения, вероятно, было, как сегодня — к инопланетянам. Приходилось что-то решать с этим заморским чудовищем. Так, некогда ушастый слон превратился в долговязого епископа (bishop), обзавелся головным убором, высокой митрой, и нарядился в длинную сутану. При этом он сохранил свои главные боевые качества — дальнобойность. В открытых позициях эти фигуры обладают поистине разрушительной силой, особенно, если действуют в связке.
Иногда слонов называют офицерами. Вероятно, потому, что они стоят рядом с королевской четой, как настоящие гвардейцы. Но какой офицер бывает без фуражки, погон и в длинной мантии? Не офицер, а сплошное недоразумение. Настоящий шахматист никогда не назовет слона офицером. Это удел парковых любителей.
Король стоит в центре своего войска. Он важный и тихоходный, в бою единица бесполезная. Как минимум, в самом его начале. Но если упадет король, то и вся армия сдается в плен. Поэтому в случае опасности — как настоящий — шахматный король прячется в замок. Как только послышится далекая канонада и топот конских подков, шахматный король оставляет все дела в центре и убегает на край доски. Он перепрыгивает через ладью и закрывается ею. Бегство в укрытие называется рокировкой. Главное отличие короля от остальных фигур в том, что его нельзя срубить. Ему можно объявить мат — пленить, но не убрать с доски. Любой другой фигурой можно пожертвовать или обменять. В партии допускается иметь два ферзя, но не два короля одного цвета. Как правило, девочкам этот нюанс не слишком нравится. Ферзя иногда называют королевой, женой короля… Как так, две жены? Непорядок!
С пехотой все предельно ясно. Солдаты держат строй впереди остальных фигур. Пешка — единственная боевая единица, которая не оборачивается и не отступает, с какими бы угрозами она ни столкнулась впереди. Особо отличившимся, за их отвагу, присваиваются воинские звания. Достигшая «последнего моря» — края доски (по горизонтали) пешка имеет право стать на выбор любой фигурой, кроме короля. Двоевластие недопустимо, зато новые ферзевые доспехи будут впору отважному солдату.
Что же касается ферзя, то у меня к нему имелось много вопросов. Самый щекотливый: каким образом властный визирь, первый министр государства вдруг сменил пол и стал королевой? С этим конфузом следовало деликатно разобраться.
Выяснилось, что история шахматной королевы берет начало в той же Европе. Дело было в Испании во второй половине XV века. Юная королева Кастилии Изабелла вступила в брак с Фердинандом Арагонским и сосредоточила в своих руках огромную власть. Дама была твердого характера и весьма амбициозная. Она постоянно с кем-то воевала. Начала с подавления внутреннего мятежа; сильно поубавила свободу знатных грандов и урезала независимость городов. Она дала бой португальскому королю, наголову разбила его войско и заставила отказаться от притязаний на кастильский трон. В ее правление армия Кастилии штурмом взяла город Гранаду, что привело к окончанию 780-летнего мусульманского господства на Иберийском полуострове.
Муж при Изабелле оставался блеклой тенью, именуемый малопривлекательным словом «консорт», что означало «муж — просто муж», не имеющих иных полномочий.
Крутого была нрава Изабелла, не уступала могущественному визирю. Поэтому европейцы в ее честь стали называть самую сильную фигуру.
Кстати, название самой игры состоит из двух слов «шах» и «мат», что с персидского языка переводится — король мертв. Очень емкое название, характеризующее главную идею всей баталии.
Чему шахматы учат
Бытует распространенное, но ошибочное мнение, будто шахматы учат логике и развивают математическое мышление. Позвольте заверить, даже если вы не освоили деление в столбик, это не помешает стать сильным шахматистом. Шахматы научат вас анализу и расчету, закалят характер и приучат к самоконтролю, обязательно преподнесут горький урок поражений и сладкий запах победы. Как хороший солдат, любой хороший шахматист всегда амбициозен и мечтает стать генералом на 64-клеточном поле будущих баталий.
Шахматы не теряют популярности уже более полутора тысяч лет. Тому есть причина: они в миниатюре моделируют нашу жизнь. Глядя на строй фигур, любой в нем при желании увидит себя. Надо только внимательней присмотреться.
Таинственные истории, связанные с появлением древней игры, захватывали воображение, рисуя не только образы яростных сражений, но и тонкой дипломатии. Самая известная легенда об индийском мыслителе, который придумал шахматы для своего господина. В ней хитроумный мудрец попросил малую, на первый взгляд, плату за свое изобретение. Он хотел получить столько зерен, сколько поместится на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зернышко, на вторую — два, на третью — четыре, на четвертую — восемь и так далее. Казалось бы, одного пакета достаточно. Двух — максимум. Однако из легенды следовало, что такого количества зерна не собрать на всей планете. До сих пор трудно визуально представить, но если вдуматься, то станет ясно, что сумма зерен на доске выглядела бы гигантским 20-значным числом, и для такого объема потребовалось бы построить амбар размером 10х10х15 км.
Мудрец, вероятно, считал себя самым искусным обманщиком. Как ловко он обвел вокруг пальца раджу! Но и правитель оказался далеко не простаком. Поняв, что дал маху, он придумал, как отплатить хитрецу той же монетой, не нарушив при этом своего слова… Раджа велел выдавать зерна по условиям договора, а мудрец должен был их пересчитывать. Чисто шахматная комбинация с одной стороны и достойный ответ с другой.
Так что же заставило индийского правителя позвать мудреца и давать ему задание?
Раджа очень любил воевать, грезил сражениями. Но настоящая война требует огромных затрат на обучение войска, экипировку и снабжение; потом армия понесет потери, начнутся разрушения и голод. Все это приведет к упадку государства.
Раджа задал мудрецу единственный вопрос: как воевать и не истощить казну? Гениальным решением на клетчатой доске стали белые и черные фигурки из дерева, камня или слоновой кости. Их армии обрели законы ведения боя, капитуляции и, самое главное, ничего не стоили воюющим сторонам.
Все это я узнал позже, а в те годы ставил фигуры рядком на подоконнике и разглядывал их в блестящих лучах солнца.
Самыми понятными мне казались ладьи с зубцами и бойницами наверху. Они выглядели точь-в-точь как стрелковые башни, влитые в опоясывающую замок стену. Старые, хмурые бастионы под защитой свирепых пушек, которые с возвышенности пристально наблюдают за притихшей в страхе долиной.
Ладьи как бы сами просились ставить их по краям доски, чтобы с обеих сторон охранять мою армию. Ладья оказалась бесценна и в наступлении. Тяжелая и грозная фигура. Как только пехота пробьет брешь в обороне противника, туда немедленно вторгаются ладьи и разрушают с тыла всю неприятельскую систему фортификации.
Рядом с ладьями, в стойлах, копытами бьют кони. Легкая, маневренная кавалерия. Как в фильме про Чапаева, «красная» конница стремительно налетала и обращала в бегство плохого и обязательно трусливого врага. Не было предела моему детскому восторгу и от подвигов неуловимых мстителей. Особенно, когда они под залихватскую песню устраивали скачки с пальбой из наганов и всегда выходили победителями.
Конь изящная фигура, единственная из всей шахматной армии, которая умеет перепрыгивать через свои и чужие фигуры и пешки, что превращает его (коня) в мастера закрытых построений. Блокада, лишение противника мобильности и захват плацдармов — его основная работа. Не зря существует выражение «ход конем», означающее неожиданный поворот событий, обходной маневр.
Вот слон у меня вначале вызывал полнейшее недоумение. Достаточно было на него один раз взглянуть, чтобы закралась тревожная мысль: он болен? Понятно, что любой приличный, уважающий себя слон обязан иметь хобот, огромные уши и маленький хвостик. А этот, на доске, худой и длинный, чуть выше пешки и в остроконечной шапке.
Оказывается, первые слоны действительно выглядели как их прототипы, потому что шахматы появились в Индии, где эти животные массово использовались на строительных работах и в военном деле. Хобот и уши они «потеряли» по дороге в Европу, куда привезли их арабские купцы. В суровом климате слоны не живут, поэтому для европейцев оказались в диковинку. Единственный, пожалуй, случай, который приходит на ум, — это слоны полководца Ганнибала, которые в 218 году до н.э. появились на альпийских склонах. Переход выдался им не по силам. Теплолюбивые животные погибли на заснеженных тропах.
Отношение к слонам у основной массы средневекового европейского населения, вероятно, было, как сегодня — к инопланетянам. Приходилось что-то решать с этим заморским чудовищем. Так, некогда ушастый слон превратился в долговязого епископа (bishop), обзавелся головным убором, высокой митрой, и нарядился в длинную сутану. При этом он сохранил свои главные боевые качества — дальнобойность. В открытых позициях эти фигуры обладают поистине разрушительной силой, особенно, если действуют в связке.
Иногда слонов называют офицерами. Вероятно, потому, что они стоят рядом с королевской четой, как настоящие гвардейцы. Но какой офицер бывает без фуражки, погон и в длинной мантии? Не офицер, а сплошное недоразумение. Настоящий шахматист никогда не назовет слона офицером. Это удел парковых любителей.
Король стоит в центре своего войска. Он важный и тихоходный, в бою единица бесполезная. Как минимум, в самом его начале. Но если упадет король, то и вся армия сдается в плен. Поэтому в случае опасности — как настоящий — шахматный король прячется в замок. Как только послышится далекая канонада и топот конских подков, шахматный король оставляет все дела в центре и убегает на край доски. Он перепрыгивает через ладью и закрывается ею. Бегство в укрытие называется рокировкой. Главное отличие короля от остальных фигур в том, что его нельзя срубить. Ему можно объявить мат — пленить, но не убрать с доски. Любой другой фигурой можно пожертвовать или обменять. В партии допускается иметь два ферзя, но не два короля одного цвета. Как правило, девочкам этот нюанс не слишком нравится. Ферзя иногда называют королевой, женой короля… Как так, две жены? Непорядок!
С пехотой все предельно ясно. Солдаты держат строй впереди остальных фигур. Пешка — единственная боевая единица, которая не оборачивается и не отступает, с какими бы угрозами она ни столкнулась впереди. Особо отличившимся, за их отвагу, присваиваются воинские звания. Достигшая «последнего моря» — края доски (по горизонтали) пешка имеет право стать на выбор любой фигурой, кроме короля. Двоевластие недопустимо, зато новые ферзевые доспехи будут впору отважному солдату.
Что же касается ферзя, то у меня к нему имелось много вопросов. Самый щекотливый: каким образом властный визирь, первый министр государства вдруг сменил пол и стал королевой? С этим конфузом следовало деликатно разобраться.
Выяснилось, что история шахматной королевы берет начало в той же Европе. Дело было в Испании во второй половине XV века. Юная королева Кастилии Изабелла вступила в брак с Фердинандом Арагонским и сосредоточила в своих руках огромную власть. Дама была твердого характера и весьма амбициозная. Она постоянно с кем-то воевала. Начала с подавления внутреннего мятежа; сильно поубавила свободу знатных грандов и урезала независимость городов. Она дала бой португальскому королю, наголову разбила его войско и заставила отказаться от притязаний на кастильский трон. В ее правление армия Кастилии штурмом взяла город Гранаду, что привело к окончанию 780-летнего мусульманского господства на Иберийском полуострове.
Муж при Изабелле оставался блеклой тенью, именуемый малопривлекательным словом «консорт», что означало «муж — просто муж», не имеющих иных полномочий.
Крутого была нрава Изабелла, не уступала могущественному визирю. Поэтому европейцы в ее честь стали называть самую сильную фигуру.
Кстати, название самой игры состоит из двух слов «шах» и «мат», что с персидского языка переводится — король мертв. Очень емкое название, характеризующее главную идею всей баталии.
Чему шахматы учат
Бытует распространенное, но ошибочное мнение, будто шахматы учат логике и развивают математическое мышление. Позвольте заверить, даже если вы не освоили деление в столбик, это не помешает стать сильным шахматистом. Шахматы научат вас анализу и расчету, закалят характер и приучат к самоконтролю, обязательно преподнесут горький урок поражений и сладкий запах победы. Как хороший солдат, любой хороший шахматист всегда амбициозен и мечтает стать генералом на 64-клеточном поле будущих баталий.
Шахматы не теряют популярности уже более полутора тысяч лет. Тому есть причина: они в миниатюре моделируют нашу жизнь. Глядя на строй фигур, любой в нем при желании увидит себя. Надо только внимательней присмотреться.