Колонка Критика

Воложин Соломон. Загадка искусства


на стихотворения Владимира Высоцкого

   Недавно я вычитал, что ещё 2,5 тысячи лет назад, Платон, загадку искусства разгадал. Он это выразил на ему современном языке – со словом Музы (с большой буквы). Но цитировавший его Мукаржовский без обиняков их переназвал:
   «“Искусства”, т.е. сознательной преднамеренности, недостаточно; необходимо “неистовство”, участие подсознательного; более того, одно оно и придаёт произведению совершенство”» (Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994. С. 237).

Воложин Соломон. Ничто не повторяется


на стихотворения Бориса Рыжего 

   Остра эта мысль, что ничто не повторяется. Ни секунды! Всё уходит навсегда и больше никогда не будет существовать. Даже в воспоминании. То извратит бывшее. Словами «Благодарю за то, что ничего / подобного на свете не бывает», - у меня когда-то Борис Рыжий выбил слёзы. Я впервые тогда встретился с этим поэтом. И, вопреки ницшеанского толка словам о ценности мига, я тогда вывел, что он просто реалист: чует конец человечества.

Читать полностью...



Воложин Соломон. Далековатые предметы


на стихотворения Юлии Пикаловой 

   Я поступлю, как Юлия Пикалова, и не покажу, как я дошёл до ассоциации её стихотворения «Прекрасный день для чтения стихов» с отрывком из одного моего текста:
   «Только издали, из Италии, и мог Гоголь оставаться в преднетерпении по отношению к своей невидной родине.
   А вблизи она, видно, сильно его огорчала. Очень уж нехороша. Очень уж любима».

Читать полностью...



Воложин Соломон. Кураж с Курашом


на рассказ Кураша Владислава "Последняя глава. Артюр Рембо"

   Читаю рассказ Владислава Кураша «Последняя глава. Артюр Рембо», и глаза на лоб лезут. На каждом шагу что-то «не тае», как один крестьянин у Л. Толстого говорил.
Может, и я тёмен, как тот крестьянин?

Читать полностью...



Воложин Соломон. Невыезд Невыежева


на стихотворение Невыежева Ивана "Музыка города"

   Хорошо, что я долго прожил, что нахожусь в здравом уме, что всё искусствоведческое у меня как бы хорошо разложено в памяти. Но и жалко. Я теперь короткое время пребываю в блаженно-тревожном тупике незнания, что ж собой представляет недопонятность в произведении нового для меня автора. 




Воложин Соломон. Пашинин пашет

на басню Пашинина Анатолия "Биологический детерминизм"

   Именно пашет, а не летает, как поэт.
   Я пишу о басне Пашинина «О биологическом детерминизме» (2020).
   Я б не писал, да меня попросили.
   Почему я б не писал?


Грошев-Дворкин Евгений. Материнская любовь



на рассказ Окуня Михаила "Аралия и лимон"

   Прочитав работу Михаила Окуня «Аралия и лимон» поначалу не врубился, что именно хотел сказать автор в своём рассказе размещённом на страницах журнала «Фабрика Литературы». Показался он мне, как бы, ни о чём. Ну, живёт женщина своей жизнью, при ней сын великовозрастный. Объединяет их любовь к домашним растениям, цветам. Всюду они вместе, словно «шерочка с машерочкой». Ну и что?

Читать полностью...



Грошев-Дворкин Евгений. Встреча с единомышленницей



на статью Сафроновой Елены "Есть ли жизнь за МКАДом?.."

   Автор этой работы Елена Сафронова. Фото её, для того чтобы знать с кем имеем дело, размещено в начале текста. Вглядываюсь в него и не могу найти ответа на вопрос: - Откуда в этой женщине столь богатый жизненный опыт?

Читать полностью...



Воложин Соломон. Серость


   Недавно один недоброжелатель заметил публике, как много у меня в статьях личных местоимений 1-го лица. Я огрызнулся ссылкой на Матюшкина, промодулированного мною, что художественное произведение есть только в подсознании автора и восприемника, так что, взявшись произведение разбирать, я вынужден копаться в глубине себя.
   Чуть позже я прочёл мощное опровержение такого идеализма.

Читать полностью...



Грошев-Дворкин Евгений. Без предвзятости



на статью Воложина Соломона "Мое поражение"

   Трудно быть не предвзятым при обзоре работ людей посвятивших себя литературе. Рассуждая над текстом, его сюжетом, смыслом всё время ловишь себя на мысли — не скатиться бы в оракульство. Не в предсказателя, а в человека посягнувшего на истину непререкаемую. Истина, она у каждого своя. 

Читать полностью...



Воложин Соломон. Огорошило


на стихотворение Левитант Ребекки "Влюблённое зеркало"

Честный критик, выступая перед
аудиторией, обязан честно признаться:
“Господа! Сегодня по случаю юбилея
Шекспира я хочу поговорить о себе...” 

Фридесберт Туглас 

   Если хочешь, всегда найдётся повод похвалить. Например, вот это стихотворение Ребекки Левитант.

Читать полностью...



Воложин Соломон. Взять ли грех на душу?..


на рассказ Замлеловой Светланы "Павлуша"

   Есть у меня шаблоны при разборе художественного произведения. Ну как у всякого профессионала – секреты. Но я не люблю секретничать. Моя главная цель – научить других делать, как я. Поэтому я признаюсь, что, наткнувшись на знакомого мне автора, Замлелову, я первым делом прочёл её произведение. 

Читать полностью...



Воложин Соломон. Не в своей тарелке


на статью Вандышевой-Ребро Надежды Герман Гессе: Человеческие образы реальности

   Меня попросили. А я такого никогда не делал. Мыслимо ли и не отказать, и себя соблюсти?
   Может, и мыслимо.
   Но чтоб вы, читатель, не запутались, надо ввести вас в курс дела.

Читать полностью...



Грошев-Дворкин Евгений. Разбор полета



на рассказ Бориса Бычкова "Последний удар "Яка"

   Передо мной распечатанный рассказ Бориса Бычкова "Последний удар "Яка". Прочитал. Задумался. И вот о чём хочется сказать: - Вы, достопочтимый читатель, никогда не задумывались над вопросом - почему проза литературная называется художественным произведением?

Читать полностью...