Хвиловский Эдуард. Стихи

В ПОРТФЕЛЕ

О. М.

Я не могу с тобой встретиться

из-за времени –

прошло уже около ста лет…

Мы же вообще по закону на «вы».

Одного перелетного племени…

Oдних теорем тетивы…

Замеса избыточно королевского,

ты сам, может и не сознавая,

вращая, пережимая, удесятеряя,

выбил строки под этими небесами

(да и под теми, где темя мое).

Даже не повторяя,

что было сказано-пережевано,

я вздыхаю, скребу,

стенаю, кую-перековываю.

Смерч тихий, река молодая

старого на прикус разлива,

такая, ну, настолько такая,

что даже в портфеле ее носить –

уже диво.

Вот и друг о том же,

и брат, и не друг,

ибо так просто и сложно

не замыкался еще никогда

ни один круг осторожно

до тебя (а после – уже не надо),

несмотря на памятник очень такой –

честь ему и всенародная слава, –

когда ты еще больше большой,

но большой тихо,

икотой проплачен смертельной

и смертью самóй,

Этим заплатил и перегонам века,

и казне удельной,

распорядившейся так тобой…

Брось, ничего не поднимая,

поскольку Вы уже все подняли и внесли…

Жизнь такая, судьба такая

почти не встречаются

в виду Земли.

И нечего подводить в смысле итога –

здесь другой разряд и другой класс

кишечной палочки в перистальтике Бога,

если угодно, то на счет «раз».

Слава идет по Земле, колышется,

падая перед тобой в мураву-траву.

С Вами живется, мeлeтся, дышится.

С тобой в портфеле всегда и живу.


ТИШИНА

Как хорошо в тиши большого звука

отсутствия! Как прост конечный вес

его! Какая чудо-юдо штука!

И в комнате – еловый в соснах лес!

Ликует тишина беспрекословно

в подушках и в разостланных коврах,

и далее – везде! Ей здесь задорно

со мной, а мне так с нею – просто «ах!»

И представлять не надо, как бы былo.

Oна вот здесь, вся впереди меня,

и сзади, и с боков, и все так мило,

и тaк беззвучна звучная родня.

Титан и маг, настройщик и развратник,

постойте и замрите во хмелю

со мной! Я тишины своей соратник.

Сегодня я одну ее люблю!


РАЗНОЧТЕНИЯ

Не знаю, откуда такая к степи

привязанность, – здесь ведь Париж…

Но каждой ковыли зашепчешь «прости»,

когда и болишь, и молчишь.

Здесь веют такие же точно ветра –

но только что в радостном сне,

и вроде такая же здесь трын-трава

при столь пpeвocxoдном гумне.

Штакетники просто на славу крепки,

и сырных недель – завались,

да только калитки никак не с руки,

хоть выстрели, хоть застрелись.

Снижается солнце, палят зеркала,

гудит расторопный манеж,

настроен приемник, легенда пошла

на старый военный рубеж.

Ты помнишь, родимый, как помню и я,

акаций и пыли маршрут.

За это здесь продана песня моя –

и жизнь за нее отберут.


СОРОК СОРОКОВ

Сорок лет работы. Три монастыря.

Маршевые роты. Истина моя!

Как же непроста ты. Тем и хороша.

А вокруг – все латы, но и в них душа.

Сорок лет работы. Памятливый слог.

Слава Богу, ноты расцвели в свой срок.

Ты о чем, лазутчик? Выгребальщик недр!

Ты кому попутчик? И откуда негр?

Я о той синице, что летит за тракт,

и о голубице, залетевшей в факт,

и о том начале, что роднит конец

с песней на причале сдвоенных сердец.

Сорок лет работы. Памятный привал.

Да не плачь ты… что ты… гроб не так уж мал…


* * *

И станешь ты старше отца,

и, может, уж стал невозможно.

Его утомленность лица

отсветит тебе осторожно.

И спрячет он свой пистолет

в войну, из которой вернулся,

которая вышла в тот-свет

и гребень которой согнулся.



Патроны – вот здесь, на столе,

«рулетка» – в испытанной правой,

и розы цветут во дворе,

и веки грустны за оправой.

Ты можешь ему написать,

копируя буквы Скрижалей,

считая по году за пять

и счастье слепив из печалей.

Но только ответа не жди –

его и изъял археолог

из мест, где большие дожди

и лист ожидания долог.


* * *

Перебраны все струны и секреты

и всех былин прослушаны слова,

а песня шестиструнная кареты,

идущей вдаль, успением нова.

Она о том, как мята стала мятой

и о законах белолицых сил,

о пенной яви, брызгами крылатой,

о том, как ворон лань не долюбил.

Ни кучера на ней, ни пассажиров.

Над нею нимб и облако в штанах

расцвечено словами кантемиров,

нашедших слог в отеческих мирах.