Бриммерберг Евгений. Ретроспективный экскурс. Часть I

2015-2011 года

2015 год

   Лейбниц полагал, что из бесконечного количества возможностей действительной становится та, которая наикратчайшим путем ведет к наибольшему совершенству. Поэтому зло недействительно. А если недействительно, то и не существует. Это и есть доказательство того, что Бог не мог допустить существование в мире зла.
   Посмотрел на заседание трупов академиков на фоне убогих картин. Некие врата в неискусство, ждущие очередного мертвеца. Поневоле начнешь ценить какого-нибудь Кулика. Он хоть и клистирная трубка, но все-таки клистирная трубка Бога, а не член академии художеств.
   Идея подлинной расы никак не обозначена. Зигфрид и не крепостной, и не свободный. Он - естественный. Чтобы освободить крепостных, недостаточно убить Бога. И не нужно. Потому что освобожденные крепостные - это чернь. Бог же изначально не Господин, а Творец. Убить Господина и не заметить Творца - значит распять себя между безбожной чернью и искореняющим ее иррациональным насилием.
   Посмотришь иногда в эти дремучие глаза вечности и кажется, что человек был всегда и никогда не покидал этот мир.
   Чем отличается Родина от Отечества? Родина - это баба, которая не дает денег мужику на водку. Отечество - это традиция, память, преемственность поколений в становлении истории и культуры. Так что когда вас призывают защищать Отечество, - посмотрите, где оно? Везде - Родина.
   Понятно, что современное искусство должно быть антагонистом современному человечеству. Но не своей глупостью и отчаянием, а гениальностью и оптимизмом.
   Насколько живая, а не мелодичная музыка Вагнера! Она не увлекает, а вовлекает. Предвещает и возвещает. Еще не сбывшуюся судьбу открывает человеку, ставит его перед фактом, что без него она не свершится, и человек не видит эту судьбу, а видят ее Боги и они направляют его. Он - послушное орудие их провидения - живет свершением этой судьбы. И только однажды вместе с Богами он видит ее. И наступает время свершения.
   И вот после того, как уяснен смысл происшедшего изменения в судьбе искусства, который заключается в переходе от бытия к жизни, следует спросить себя, может ли жизнь обходиться в своем развитии без посредства бытия? И не следует ли после того, как она исчерпала себя и выродилась, вновь обратить ее лицом к бытию, чтобы в его неисчерпаемой идее она смогла познать свою меру?
   Так хочется глядеть вперед, а не погрязать в отвратительном фатализме растительно-животной жизни, который на уровне государств и народов топчет здравый смысл и человеческую породу.
   Судьба сама себя не ведает. Иначе она была бы не судьбой, а промыслом.
   Бог сотворил человека, а не крещеного дурака.
   Политик - это человек, который свою глупость делает всеобщим достоянием.
   В современных условиях занятие философией для художника не менее важно, чем занятие живописью. Поскольку только она может защитить его искусство от дураков.
   Сущность существует всегда - неприемлемое для доказательства положение. Ведь утверждение, что сущность существует всегда, равносильно утверждению, что всегда существую я. Но поскольку я могу знать, что существую всегда, только при наличии вечно существующей сущности, а сущность существует вечно только при наличии вечно существующего меня, то и нет никакой возможности решить это противоречие в пределах этого отношения.
   Без философии жить нельзя. Она отвечает на вопрос о смысле бытия, выдвигает идею сознания, в пределах которого я могу мыслить всю полноту сущего, создает перспективу времени и в состоянии крайнего возбуждения оставляет меня в покое.
   Некоторые верят, что в вечности нет времени. Но если в ней нет времени, то нет и бытия, поскольку вечность без времени - ничто. А если в ней нет бытия, то и самой ее нет, так что нет того, что может быть без времени или со временем.
   Вечность - это утешение для тех, кто не исчерпал время.
   Даже если не будет на свете людей, а останутся одни твари безумные, будет Бог как мечта о человечестве, любви и безупречном разуме.
   Поскольку идея вечного Бога существует во времени, она в каждый момент своего существования должна иметь такое выражение, в котором вечность Бога соответствовала бы этому моменту.
   Идея Бога должна исходить из сознания человека, из факта наличия времени. Только в этом случае вечность его сущности подтверждается преемственностью времен. А поскольку сознание каждого момента времени имеет единожды сотворенную сущность в божественном образе, то и образ этой сущности должен выражать всю полноту творения в данный момент времени.
   Зачем вечность Богу, если он и без атрибутов вне сознания Бог? Бог нуждается в атрибутах в сознании: именно в сознании вечность является одним из его атрибутов. И поскольку сущность Бога складывается из сознания его атрибутов и Бог есть живое существо, а не мертвое бытие-ничто, то и атрибуты должны менять свои свойства в сознании человека. Так что измененная их совокупность должна приводить к иной идее Бога, чем та, из которой исходило сознание при установлении своего отношения к существу этой идеи.

ФОРМУЛИРОВКА ОСНОВНОГО ТЕЗИСА СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

   Между временами вечность. Это основной тезис современного мышления, преодолевающего классическое, согласно которому в вечности нет времени, к ней все сводится и из нее все исходит. В современном мышлении акцент делается на преодолении вечности, в классическом - на ее истинности. В классическом мышлении на первом месте Бог, в современном - человек. В современном мышлении над вечно исчезающей в себе сущностью выступает жизнь. В классическом - жизнь уходит в вечность, поглощается вечностью и воскресает в вечности. Последний пункт доказать невозможно, поэтому он требует веры. Знание того, что есть воскресшая в вечности жизнь, требует смерти, а это - противоречие.
   Нельзя жить без вдохновения. Можно задохнуться.
   Разочаровался я в живности человеческой. Не мыслит она, а лишь благоухает низменным высокомерием.
   Философом не может быть человек, который констатирует отсутствие или деградацию философии. Философ - это человек, который создает идею открытого будущего для сохранения в нем исчезающей вместе с жизнью сущности творения.
   Я вот сейчас думаю об этой работе. Хочу найти хоть какие-то слова, чтобы высказать свое отношение к ней. И сталкиваюсь с полным безразличием, нежеланием вникать в суть событий, в мир примитивных отношений, больных аффектов, бессмысленных поступков, возведенных в суть крахмально-бисерного студенистого, вязкого, душного испарения, выделения, которое нуждается в лечении мазью, чтобы душа извергла из себя то, что ее поглотило и размазало по липкому столу глупого помешательства. Есть люди, которые изначально не могут отделить достойное для творчества содержание от никчемного, поскольку им не дано совершить такой выбор. Не из чего выбирать. И тогда они используют любой материал для самоисторжения, становятся его жертвой, но нисколько от этого е страдают, а еще больше глумятся над своей нечистоплотностью, выдавая это за литературный талант. Свое дрянное произведение они преподносят как акт свободомыслия, разрушения комплексов, посягательства на обывательщину. А на самом деле, они посто не могут сделать ничего лучшего, чего-то такого, что стало бы произведением искусства. Они просто бездарны, но тщатся компенсировать эту бездарность инфантильными парадоксами ума и физиологическими страстями, доведенными до навязчивого, органического поражения сознания, требуя при этом, чтобы его разлагающиеся очертания стали предметом внимания и вытеснения и замещения содержания сознания здравого ума. Истерический инфантилизм личности, лежащий в основе такого продукта, нуждается в снисходительной жалости к страдающей душе доведенного до отчаяния автора. Но ни в коем случае невозможно обсуждать этот продукт. Ведь именно это и есть цель автора. Потому что подлинное произведение искусства ни в чем не нуждается. В нем нуждаются люди, а не оно в них.
   Мышление есть способность распадающейся в сознании жизни обретать себя в новых формах бытия.
   Стараюсь понять то, поняв что, перестаю что-либо понимать. И тогда в состоянии неудовлетворительного безумия и беспокойства начинаю искать способ овладеть жизнью, которая принадлежит мне, но во власти которой я нахожусь.
   Искусством можно заниматься только при наличии великой любви к людям и в безграничной вере в них. При потере этой веры и любви искусство исчезает. Богу оно не нужно.
   Апокалипсис как учение о прерванности творения, о невозможности его завершения потрясает душу, поскольку оставляет ее в мучительном ожидании неведения. Она вроде бы и повержена, и есть, и никогда не будет. Так что пережить это крайне сложно. Остается лишь признать, что тот промежуток несбыточного творения, который лежит между поверженным миром и ждущим его пришествия для воссоединения с собой вечно живым светлым существом, с недоумением отторгает точку зрения трепещущего в своей оставленности и погибшего в своей незавершенности творения.
   Что истина? Конечная цель существования? Всеобъемлющий хаос бытия? Мировой порядок? Или бессмертная сущность, ставшая теплым местом для сбора винограда в пустыне? Нет, все эти истинные вопрошения сводятся к одному ответу: Я есть истина. Это и есть главный ответ истории. Ведь только в этом случае Бог в человеке знает свое творение посредством себя: он не только творение, но и в этом творении - Я. Что же здесь удивительного? Только здесь Бог может сказать не только о себе, но и стать Я. Хотя бы на время. Тот, кто отрекается от Я, отрекается от истины и творения, в котором Бог запечатлел себя. Даже если он верит в Бога, не являясь Я, он утрачивает истину, поскольку только в Я Бог творение, образ и подобие себя и единственное истинное откровение.
   Жизнь настолько невероятна, что без еще более невероятного объяснения ее вынести невозможно.
   Академия художеств, институт философии - два кладбища красоты и мысли человеческой.
   Все-таки, настоящее значительно превосходит мировую культуру. Как бы ни была она совершенна, совершенство требует постоянного внимания к выходящему за пределы его растлению. Так что без этого настоящего мировая культура превратилась бы в вечную сущность, в некую смертную жизнь, созерцающую бога в предмете своего вожделения. И была бы смертна в бессмертном существе. А в настоящем она бессмертна.
   Абстракция - это освобожденная от всяких чувств идея. Именно поэтому она не предмет, а источник чувств.
   Свобода есть состояние души, перед которой нет никаких препятствий для существования. Она может существовать только в божественном мире, в живом творении.
   Человек есть носитель смысла. Если в мире нет смысла, то нет и человека.
   Вы еще хотите иметь? Значит, вы еще не можете быть.
   Всякое произведение, несущее в себе дух классической традиции в современном выражении, является авангардным.
   Самое страшное в России - это то, что свободный человек может по каким-то формальным признакам попасть под действие законов, установленных рабами для рабов.

Мне грустно от того, что вижу вас насквозь,
Что не сожжете пламенем своим,
Что скукой бытия очаровать не в силах...

   Бесноватость, которую некоторые люди испытывают к европейской цивилизации, это результат отсутствия у них христианской идеи, сознание своей ущербности в отношении к миру, который на основании этой идеи строит свободу и демократию.
   Метафизика есть состояние бытия, в котором способ восприятия мира не отличается от сознания его устройства.
   Что касается истины, то где же она, кроме пределов разума, существует? Полагать ее иррациональной идеей, значит, отказываться от собственной значимости и утверждать неистинность творения в ожидании откровения его истины.
   Вступление к 3-му действию "Тристана и Изольды" Вагнера - это одинокий, божественный человек, перед лицом смерти от имени всего человечества несущий в себе жизнь. Когда люди научатся постигать эту великую музыку, они перестанут кривляться перед сущностью бытия, а выразят ее прекрасным и совершенным образом. У них исчезнут животные инстинкты, благородство восторжествует, а суть творения станет ясной и очевидной. Так что нелепы их дерзости, украшающие замшелый мир цивилизации, их лица еще не обрели черты вызывающего превосходства над тлением, их умы еще не приспособлены для усмотрения истинного намерения Творца, а скудные души все еще погребены в прахе веков. Свет, который восторжествует над умилением исчерпавшего себя духа, вознесет все живое к его истинному прозрению и внушит любовь более сильную, чем та, которая наступила на горло смерти, но не в силах отступить от нее.
   С каким единодушием мыслящие люди в России отрекаются от времени. Это симптом. Безвременье - это тяжелая болезнь. Его пытаются заменить вечностью, но ведь вечность - это идея, а не состояние духа и жизни. Можно пребывать в вечности, но только в такой, которая длится во времени. Но и в такой пребывать никто не хочет. Хочет просто вечности без времени. Это некрофилия, влечение к смерти, бессилие жизни, униженной невозможностью следовать своему высшему предназначению. Времяотречение - это и есть болезнь духа, обусловленная общим недомоганием нации, неспособностью ее вовремя осознать свое пребывание, латентное безделие, подражательство и отчаянный патриотизм обманутых надежд.
   Русское искусство всегда прокладывало мост между убитостью человеческой и пустеющей отсутствием Бога божественностью. Оно давало и дает образ человека еще не существующего, но в скорби своего отсутствия обозначенного.
   Время кончилось. Наступило будущее. Развовременение. Развовременение есть будущее, наступившее навсегда. Это изъявшее себя из своей сущности бытие, выставленное напоказ для проницательного взгляда, навсегда покинувшее свое ничто. В этом месте ничто окончательно распадается, обнаружив свое бытие и навсегда став им.
   Есть только свобода воли, а никакой другой свободы нет. Под свободой воли понимается способность из всех возможностей выбрать истинную, действительную и подлинную. Свобода воли обусловлена наличием разума и идеей Бога, отношением разума к этой идее. Так что свобода в этом смысле ничем не отличается от судьбы. Можно сказать, что человек вершит свою судьбу, которая властвует над ним.
   Единственный не тот, кто возвел себя до небес в качестве Я, а тот, кто своей единственностью спас каждого.
   Мне все мнится, что когда-нибудь порода человеческая в России улучшится и здравый смысл возобладает.
   Если бы человек познавал и творил только на основе восприятия доступных ему явлений, то он не обладал бы способностью провидения, которая обращена к идее бытия, существующего независимо от отношения к нему человека. Если эту идею не принимать во внимание, философия станет содержательной, но иррациональной и бесцельной. Смысл жизни утратится, скука овлвдеет умом, а инстинкт восторжествует. Так что человек станет слепым орудием созидания, смысл которого ему не дано понять.

2014 год

   Вдруг подумалось: философ Ульянов Владимир Ильич поступил с философией так же, как Степан Разин со своей невестой. Тот ее в "набежавшую волну" выбросил, а В. И. - в массовое сознание.
   Тот, кто убил в себе мысль, обречен быть лакеем истории.
   Художник может изображать только то, что он чувствует. Тот, кто ничего не чувствует, может изображать все.
   Подлинное испытание и страдание для человека наступает тогда, когда он выходит за пределы существующей культуры и становится ее носителем.
   Варварская Москва. Дикие лица. Но есть какая-то буйная свежесть в этом варварском духе, какое-то превосходство над цивилизованным удушьем постисторических городов.
   Онтологии хаоса не бывает. Так же, как не бывает феномена материи. Поступать следует по примеру Лапласа, которому для построения Вселенной Бог был не нужен. Вселенная безбожное творение обладающего свободой воли человека. Или Бог, или Вселенная. Так же и в разумной онтологии нет места хаосу, поскольку хаос не сущность, а идея самоотрицающегося и самообнаруживающегося бытия в единстве со своим ничто в феномене исключающей его из себя жизни.
   Гуссерль не создал ни одного труда, к которому следовало бы относиться всерьез. Но он сделал нечто большее: зафиксировал превосходство мыслящего человека над мышлением, установил факт его присутствия.
   Проблема России в том, что политику в ней делают неразвитые мужчины, а осуждают ее - развитые мальчики.
   Не Россия рабская страна, а люди, которые рассуждают в ней о свободе, рабы.
   В некоторых случаях лучше потерять связь с реальностью, чем идти на поводу у тех, кто присваивает себе право определять, что такое реальность.
   Конформизм в виде иронии - неопровержимый признак лицемерия.
   Человек, который задает вопрос, важнее вопроса, который он задает.
   По определению Поппера демократия - это прежде всего открытое общество. Всех остальных, начиная с Платона и кончая Гегелем, он объявляет врагами демократии. ("Открытое общестов и его враги"). С этой точки зрения никакое всеобщее знание о демократии невозможно. Возможна лишь сама демократия без этого всеобщего знания. Поэтому Ваша попытка применить всеобщее знание к пониманию демократии - антидемократична. Ведь с точки зрения демократии Ваше знание всеобщего не является всеобщим, а только частным. У другого тоже его всеобщее знание является частным. Поэтому демократическая конституция по необходимости является плюралистической и отражает принцип свободы, заключенный в правах каждого человека. Если бы демократия устанавливалась по Вашему частному мнению о ней, она превратилась бы в деспотию, даже если Вы даете правильное толкование ей, поскольку Ваш прицип доминировал бы над всеми прочими. Поэтому демократия устанавливается естественным путем, в результате абсолютной и тотальной войны каждого с каждым в лоне Божественного принципа, что в действительности и произошло в истории. Демократия бескомпромиссна, поэтому терпима. В ней нет внешнего регулятивного принципа, основанного на превосходстве закона над личностью. Вы уже противоречите себе и принципу демократии, когда говорите "... с целью выявления отсутствия противопоставления своих намерений намерениями остальных индивидуумов и такое же публичное подтверждение своего согласия с вновь выявленным законом поведения членов общества в конкретных обстоятельствах ..." Это Вы говорите не о демократии. А о коммуничтическом обществе.
   Я все пытаюсь найти в Вас изъян, а нахожу лишь достоинства.
   Непорядочный человек никогда не будет заниматься искусством. Он просто не в силах вынести его освободительное бремя.
   Только потому что мы узнаем друг друга, мы верим в то, что мы есть. Но мы есть на самом деле, когда не узнаем никого.
   Гений не всегда может проявить свою гениальность, а только в том случае, если ему удается расчистить для нее путь. Иногда ему приходится жертвовать для этого своей жизнью. Иногда все силы уходят на расчистку этого пути, так что произведение его гениальности принимает смешанный вид, вид борьбы со злодейством и победы над ним. Но в любом случае он чистая стихия, обозначенная своим присутствием в Мире Откровения. Именно в чистоте, а не в победе над пороком проявляется гениальность гения. И если ему дана творческая сущность, то только для того, чтобы явить миру его образ в совершенстве духом проникнутого естества, в природе великого замысла, в чувстве безграничной любви ко всему сущему и восхищении его устройством и незыблемой прочностью. Ведь невозможно отвергнуть то, что даже в уничтожении блещет красотой. И бессильно склоняешься в вознесенном духе перед этим оставленным и опустевшим миром, который захватывает и покоряет с иной стороны совершенно непостижимым образом.
   И прекрасная женщина внятно произнесла свое имя, затерянное в веках.
   Грустно жить, но вдохновение неукротимо.
   Похожи мы, как ангелы порока, как демоны любви.
   В скором времени художники почувствуют необходимость пересмотреть свои взгляды на искусство. Привычные представления о нем низложены. Мифотворчество и Богооткровение, которые и были содержанием искусства, плавно перешли к реальному существованию человека в том виде, в каком он пожелал быть собой. И так возникло современное искусство, которое является средством выражения человеческого существования. И поскольку идеи бессмертия, божественного образа покинули человека, он, естественно, полагает свое искусство во времени, как современное ощущение будущего ожидания, как мысль о воплощении идеи в бессмертном существе - не найденном, потерянном и живом. Жизнь поэтому воплощает тот замысел, который ранее полагался внешним человеку, а сейчас неотступно и неразлучно следует вместе с ним. Это состояние, которое описывается творческим вдохновением, заключает в себе весь смысл современного искусства. Современный художник раскрывает будущее не как абстрактную идею, а как реальное воплощение сущего.
   В двадцать лет я написал картину, которая называлась "Гибель греческих богов". На ней были изображены олимпийские боги, которых защищали спартанские воины от обезумевшей толпы. Спустя некоторое время я изобразил камеру с лежащими, стоящими и кривляющимися людьми, в которую зашел невинный человек. И я запечатлел это противостояние невинности и порока. Но кульминацией моего отношения к действительности стала написанная по аналогии с "Явлением Христа народу" картина "Явление Брежнева народу". Там был изображен Брежнев на ступенях лестницы, ведущих к храму, среди толпы юродивых, лакеев и проходимцев. В углу композиции стоял я в виде художника, пишущего картину Гойи "Паяц". Картины эти, может быть, и сохранились, но где они - я не знаю. Так я представлял себе в то время жизнь и с тех пор мало что изменилось. Через некоторое время я занялся поисками стиля, в результате которых появилась живопись, превосходящая все известные представления о ней. Она стала неожиданным открытием, предметом удивления и восхищения. Я смотрю на нее как на нечто непостижимое, но простое и ясное. Это и есть искусство, то, что вечно притягивает к себе человека. И оно неиссякаемо, потому что является источником всякой жизни и отвергает смерть.
   Всегда чувствовал и мыслил себя человеком, имя которому я сам. К прошлому человечеству не отношу себя ни в каком виде, даже - самом гениальном. Я считаю, что прошлое человечество воплощается во мне. Поэтому именем моим является творческое выражение осмысленной сущности, вечно возобновляемой, ясной и отчетливой.
   Следует помнить, что истину ищут только дураки. Всех остальных она находит сама.
   Теряет Бог, а человек лишь следует его потерям.
   Нет существа более лицемерного, чем человек. Его лицемерие доходит до фанатизма, когда он мыслит что-то такое, от чего зависит спасение его души. Ради этого спасения он готов даже погубить свою душу.
   Сказать просто. Трудно сказать, что значит сказанное. Современное искусство пока только говорит.
   Искусство переполняет тьму, затмевает ее светом, силой, страстью, разумом. В мире, где нет Бога, абсолютной идеи, смысла, все пожирается временем. История - это демонстрация незафиксированных в своей сущности жизней, отдавших свою душу Богу. Произведение искусства обречено являть мир в его исторической сущности, духовном величии. Это - жертвоприношение, в котором исчезает человеческое существо и выступает образ сотворившего его Бога. Но где тот человек, который должен быть жив от одного себя к другому? Не посредством духа, а в непосредственной связи времен? В единой жизни должны сомкнуться души без всякого перерыва на смерть. Достижение такого напряжения, перед которым меркнет тьма, и есть область искусства, где люди соединяются друг с другом и узнают себя на вечные времена.
   Когда жизнь превращается в феноменальный процесс без признаков бытия, человеку остается только безоглядно идти вперед. Все силы души концентрируются в определенный момент времени для совершения действия, которое не приводит ни к чему, кроме необходимости следующего действия. Это прочувствованное состояние жизни предопределяет бытие, которого нет, но которое неминуемо наступит, поскольку всегда произойдет нечто такое, смысл и назначение чего заключается в откровении вышедшей за свои пределы жизни.
   Человек выше искусства. Но он должен доказать это, став в искусстве выше себя.
   Тело не может быть предметом искусства. Потому что оно смертно. Предметом искусства может быть только бессмертный дух. Поэтому телесное искусство дегенеративно, а люди, которые поклоняются ему, безумны. По этой же причине искусство Люсьена Фрейда или Френсиса Бекона не искусство, а заразная болезнь, которой подвержены люди вследствие отсутствия у них здравого ума и свободы воли.
   Попалась видеозапись лекции А. Кончаловского о современном искусстве "От Черного квадрата к черной дыре". На четырнадцатой минуте пустословия я услышал совершенно примитивное определение искусства. Правда, должен заметить, что потуги лектора находятся в полном соответствии с составом аудитории.
   Время от времени приходится слышать бессмысленное утверждение о победе рынка над искусством. Как самоорганизующаяся система, в которой выживает сильнейший смертный, может победить божественную идею о равенстве бессмертных?
   Даже атеизм в России безбожный.
   Чем отличается свободное общество от рабского? В свободном обществе действительность имеет связь с философией, а в рабском - философия должна иметь связь с действительностью.
   Классический атеизм ничего общего не имеет с атеизмом вульгарным. Классический атеизм строит человеческую науку на основании божественной гармонии. Вульгарный - изгоняет из своего воображения дикое представление о Боге. Представители этого дикого атеизма агрессивны, злы и немощны. Они ничем не отличаются от животных, посягающих на власть в привычной для них среде обитания. Их жирные умы хилыми цепями прикованы к великому смыслу жизни. Атеизм Данте, Кеплера, Дарвина - это и есть проявление свободы воли человеком в соответствии с сотворившим его замыслом. Атеизм же Познера не представляет из себя ничего, кроме тщеславия и рабства.
   Следует изначально допустить, что человек лучше того, что он говорит, и что говорить надо не с его словами, а с ним.
   Общественная история двадцатого века двигалась по пути инфернального романтизма и завершилась концептуальным хаосом.
   Интересно, однозначных смыслов нет в русском языке или в умах тех, кто им пользуется?
   Платон абсолютно прав. Подлинному философу достаточно познакомиться с философией, чтобы вспомнить ее. Все прочие ее изучают.
   Постмодернизм - это состояние ущербности и растворения культурных и художественных ценностей в потоке массового сознания, прекращение действия идей в их оригинальном смысле и значении, профанация умов, подделка и приспособление сознания к заниженным критериям с целью индивидуального выживания за счет тотальной эксплуатации творческих ресурсов.
   Ущербность постмодернизма находится в полном соответствии с ущербностью постчеловека. Человек не может быть послечем-то, он всегда открыт для нового чего-то.
   Поскольку жизнь претерпевает свою судьбу в искусстве и называет это истиной, в ней нет ничего, что было бы в ней, она вся состоит из себя и собой является в каждом своем откровении. Жизнь - это последовательность откровений, запечатленных в искусстве. И это следующий вывод, на который нужно опереться. Связь этих откровений называется судьбой, в сознании которой я мыслю свою жизнь. Каждое произведение искусства, хотя и опирается на свою судьбу, абсолютно свободно от нее и именно в этом состоянии свободы устанавливается судьба. Искусство - это превращение последовательных откровений судьбы в единомгновенную вечность их откровения. Произведение искусства - это судьбоносное откровение, в котором сходятся судьбы предшествующих откровений и запечатлеваются в единой судьбе.
   Вечные идеи навсегда останутся в прошлом, если кто-то в настоящем не обратит их в будущее.
   Превратить трагедию в патриотический фарс - вот задача политика, который хочет стать лидером толпы.
   Чтобы понять, почему от России отстранились европейские страны, достаточно послушать Проханова, который до совершенной ясности довел идею русского духа, видя его носителем божественной справедливости в силу неискоренимой привычки быть жертвой судьбы и истории. Если Россия такова, какой представляет ее Проханов, то ее должны бояться все страны мира. Ведь она человеческое существование заменяет божественной справедливостью. Как будто человек не сотворен Богом и до сих пор вообще не сотворен и не существует, и у него нет свободы воли, устанавливающей без всякой божественной справедливости разумный человеческий порядок внутри себя и среди других народов.
   Россия - это страна, в которой талантливые люди не знают, для чего они живут. Они не могут получить полноценного образования. Их стремление к реализации сталкивается с системой, направленной на подавление личной инициативы. Поэтому они поневоле становятся врагами народа и государства. В России до сих пор господствует идея миссионерского шовинизма, которая находит поддержку среди населения, обманутого в своих ожиданиях лучшей жизни. Месть другим народам за собственную несостоятельность, за которую никто не несет ответственности, с которой смирились и которая стала нормой жизни, воспринимается как угроза цивилизации и становится причиной русофобии. Под предлогом навязчивого желания мира во всем мире на ее условиях в состоянии иррациональной стагнации она становится источником ненависти к другим народам, втайне испытывая к ним симпатию и требуя от них уважения к своему величию, разочаровываясь и угрожая всякий раз, когда остальной мир находит в себе силы для сохранения чуждых ей общемировых ценностей.
   Ницше спровоцировал реакцию негативного отношения человечества к самому себе, исключив из него все естественное и ценное. Подлинную историю, в которой люди сформировали свой разум, он подменил историей черни, иррациональностью ее бытия. Его сочинения могут быть катализатором для дальнейшего развития мышления. Но это в том случае, если это мышление утратило способнсть мыслить здраво. А отделить гениальность от безумия современному неряшливому уму очень сложно.
   Анархия и разбой в России сдерживаются только диктатурой. В ней нет общественного сознания, благородства, породы. Есть только скотское величие, жертвенность, пресмыкательство и лакейский патриотизм. При отсутствии диктатуры Россия превращается в зловонный труп, который пожирают кишащие в нем черви. Лучших людей, которые могли бы стать основой демократии, она делает своими врагами. Поэтому всякая власть в России стремится не к достижению свободы для своего народа, а к подавлению его самодурства, после чего он впадает в спячку и становится игрушкой в руках всякого, кто захочет использовать его в своих целях.
   Концептуальный плюрализм современного искусства, который отображает структуру времени, недостаточное основание для выявления его подлинности.
   Чем отличается современный мир от мира классического? В мире классическом со временем я все более мертв. В современном мире со временем я все более жив.
   Единственным признаком российской демократии является узаконенность и безнаказанность воровства.
   Православие - религия массового спасения, а не индивидуальной свободы. Поэтому она не достигает уровня подлинного христианства, в котором человек не только спасен, но и обладает свободой воли. Воля православного человека носит соборный характер, в котором нет места человеку спасаемому. Поэтому и творческий дух, основанный на свободе воли, не присутствует в православии.
   Есть два денежных эквивалента, один из которых золотой, а другой дерьмовый. Первый определяет ценность произведения искусства, второй - ценность самих денег и их владельцев. Заслуга введения второго эквивалента принадлежит Пьеро Мандзони, который правильно определил, что коллекционеру достаточно и дерьма для того, чтобы он считал себя знатоком искусства.
   ДЭМ - новая единица стоимости произведений искусства современных художников на аукционах Сотбис, Кристи, Филипс и др. ДЭМ - денежный эквивалент Мандзони. Один ДЭМ равен 4000 евро. По стоимости одного грамма вещества в 2007 году на аукционе Сотбис. Например, произведение, за которое платят один миллион евро, стоит 250 ДЭМ.
   Современность еще не наступила. Это всего лишь постисторические конвульсии человечества.
   Границей мира является не ничто, а разум. Ничто входит в состав мира как его бытие. Границу в ничто мир мог бы иметь в том случае, если бы ничто было его противоположностью. Но тогда не было бы всесущего мира: часть его существовала бы в несуществующем виде в противоположном ему ничто, в бытии ничто. Всесущий мир в этом случае был бы не миром, а Богом, который объединяет в себе и то, что есть в бытии, и то, чего нет в ничто.
   Если под "классиком современности" понимается Френсис Бэкон, то это случайный человек в искусстве и никакого отношения к современности не имеет. Так же как и те, кто считает его художником. Стоимость его произведений определяется в ДЭМах.
   Современную психологиню трудно отличить от образованной курицы.
   Стандартный россиянин - это симбиоз обезьяны и Святого Духа.

2013 год

   Ни один из предложенных Вами вариантов развития России невозможен, поскольку формирование будущего является творческим процессом, а ваши мысли - продукт исторического и политического резонерства. Но, тем не менее, можно заметить, что во всех формах правления присутствует одна и та же постоянная составляющая - иерархическая "вертикаль" власти. Без нее Россия расползается в разные стороны, самоликвидируется. Совсем недавно на сократилась и численно, и территориально. И рухнула бы вообще, если бы политическая реакция не остановила этот процесс распада, который вверг ее в хаос, анархию, каннибалистическую ненависть. Так что вопрос только в том, какой идеей одержима власть, что в очередной раз она будет навязывать народу? То, что она несамостоятельна, очевидно. На первых порах, находясь в растерянности, она перенимает иностранный опыт, который, как всегда, не приживается на российской почве. Потом она приходит в себя, крепнет и начинает навязывать свой, российский, запретительный, малосозидательный и тупиковый, поскольку он основан не на идее свободы, а является следствием борьбы с недомыслием, алчностью и жестокостью. Так что Россия вновь оказывается в состоянии внутреннего негативного коллапса и в этом виде противостоит традиционному пониманию мировой свободы. Какой выход? Поскольку при любой власти диктатура в России неизбежна (даже свобода устанавливается с помощью насилия), власть эта должна использовать свой ресурс для массового, насильственного просвещения народа (ведь если она в состоянии запретить алкоголь и табакокурение - значит, возможности ее безграничны и не лучше ли их направить на что-то конструктивное)? Задача власти не в том, чтобы создать систему, обеспечивающую народу выживание, а в том, чтобы создать условия, при которых народ выживает сам. Это и будет демократией.
   Ни один из предложенных Вами вариантов развития России невозможен, поскольку формирование будущего является творческим процессом, а ваши мысли - продукт исторического и политического резонерства. Но, тем не менее, можно заметить, что во всех формах правления присутствует одна и та же постоянная составляющая - иерархическая "вертикаль" власти. Без нее Россия расползается в разные стороны, самоликвидируется. Совсем недавно на сократилась и численно, и территориально. И рухнула бы вообще, если бы политическая реакция не остановила этот процесс распада, который вверг ее в хаос, анархию, каннибалистическую ненависть. Так что вопрос только в том, какой идеей одержима власть, что в очередной раз она будет навязывать народу? То, что она несамостоятельна, очевидно. На первых порах, находясь в растерянности, она перенимает иностранный опыт, который, как всегда, не приживается на российской почве. Потом она приходит в себя, крепнет и начинает навязывать свой, российский, запретительный, малосозидательный и тупиковый, поскольку он основан не на идее свободы, а является следствием борьбы с недомыслием, алчностью и жестокостью. Так что Россия вновь оказывается в состоянии внутреннего негативного коллапса и в этом виде противостоит традиционному пониманию мировой свободы. Какой выход? Поскольку при любой власти диктатура в России неизбежна (даже свобода устанавливается с помощью насилия), власть эта должна использовать свой ресурс для массового, насильственного просвещения народа (ведь если она в состоянии запретить алкоголь и табакокурение - значит, возможности ее безграничны и не лучше ли их направить на что-то конструктивное)? Задача власти не в том, чтобы создать систему, обеспечивающую народу выживание, а в том, чтобы создать условия, при которых народ выживает сам. Это и будет демократией.
   Ни один из предложенных Вами вариантов развития России невозможен, поскольку формирование будущего является творческим процессом, а ваши мысли - продукт исторического и политического резонерства. Но, тем не менее, можно заметить, что во всех формах правления присутствует одна и та же постоянная составляющая - иерархическая "вертикаль" власти. Без нее Россия расползается в разные стороны, самоликвидируется. Совсем недавно на сократилась и численно, и территориально. И рухнула бы вообще, если бы политическая реакция не остановила этот процесс распада, который вверг ее в хаос, анархию, каннибалистическую ненависть. Так что вопрос только в том, какой идеей одержима власть, что в очередной раз она будет навязывать народу? То, что она несамостоятельна, очевидно. На первых порах, находясь в растерянности, она перенимает иностранный опыт, который, как всегда, не приживается на российской почве. Потом она приходит в себя, крепнет и начинает навязывать свой, российский, запретительный, малосозидательный и тупиковый, поскольку он основан не на идее свободы, а является следствием борьбы с недомыслием, алчностью и жестокостью. Так что Россия вновь оказывается в состоянии внутреннего негативного коллапса и в этом виде противостоит традиционному пониманию мировой свободы. Какой выход? Поскольку при любой власти диктатура в России неизбежна (даже свобода устанавливается с помощью насилия), власть эта должна использовать свой ресурс для массового, насильственного просвещения народа (ведь если она в состоянии запретить алкоголь и табакокурение - значит, возможности ее безграничны и не лучше ли их направить на что-то конструктивное)? Задача власти не в том, чтобы создать систему, обеспечивающую народу выживание, а в том, чтобы создать условия, при которых народ выживает сам. Это и будет демократией.
   Основоположником актуального искусства является воробей, напакостивший в чернильницу профессора психиатрии Буре в романе "Мастер и Маргарита" Булгакова.
   Главным представителем актуального искусства является Адольф Гитлер, который превратил его в тотальный перформенс по уничтожению людей. (Основоположником, как я уже говорил, является воробей, напакостивший в чернильницу профессора психиатрии Буре). Дали, знаток человеческого безумия, был единственный, кто воспринял вселенский поход Гитлера как художественную акцию. Гитлеризм этот в виде клопиных укусов актуального искусства распространился теперь по всему миру. Являясь лишь пародией на трансцендентный экстремизм Гитлера, которому с непостижимым мастерством удалось натравить неполноценных сверхчеловеков на полноценных недочеловеков, современный экстремизм актуальных художников кажется дешевым фарсом на фоне неполноценных остатков человечества.
   Я думаю, что русский народ не распался и не погиб, а до конца еще не сформировался. Держится, выстаивает в условиях мировой культуры, но не в состоянии, впитав свою, представлять ее. Скорее, русская культура, с которой народ еще не воссоединился, представляет его. И эта культура вообще не затрагивается процессами, происходящими в обществе. Гонениям подвергаются лишь ее носители. Так что русская культура еще должна быть освоена русским народом. Советская же оптимистическая культура создавалась по принуждению в ущерб русской, гибнущей в ней и страдающей. Русская культура находилась в оппозиции к советской, но оказалась сильнее ее и это говорит, что творческая личность (носитель культуры) сильнее общественного помешательства. Это доказывает, что русская культура подлинна, значима и совершенна. В подлинном смысле советской культуры не существует: то, что ею называется - символический фетишизм, выражающий идеологию деклассированного сброда. Его потомки пока не могут выступать от имени русского народа. Но разум доминирует над зоологическими процессами, постепенно он окрепнет и создаст новую породу полноценных людей.
   Чем отличается цивилизованное общество от варварского? В цивилизованном обществе правительство служит народу. В варварском - народ служит правительству.
   Если меня сотворил Бог, то я должен признать, что в творении он превзошел себя, поскольку во мне перестал быть собой, а мной не стал. При этом нет ничего за пределами его. Поэтому, несмотря на то, что в творении меня он превзошел себя и перестал быть собой, он достиг в этом бесконечной определенности.
   Искусство - это творческий феномен, а не культурный. Поэтому оно должно всегда опережать культуру.
   Современное искусство оказывает отрицательное воздействие на устоявшуюся, застоявшуюся, упокоившуюся душу. Оно не служит красоте, а создает ее. Живую и совершенную. Ту, которая в данный момент есть. С которой человек, воскресший и сотворенный, вошел в этот мир, чтобы увидеть в нем Творца и подтвердить своим появлением действительность его присутствия.
   Хаос предшествует возникновению материи. Он доматериален и может быть помыслен только в отношении к первичному состоянию материи, в отношении к которому еще ничего нет и отсутствие чего было преодолено в том, что стало. Но первичное состояние материи в ее конечном, высшем понимании утратило свою ощутимую реальность, хотя и сохранилось в основании всего процесса возникновения, к тотальному смыслу которого мы не смеем приблизиться по причине отдаленного от него существования в качестве выделенных из него субстанций, наделенных духом, в пределах которого мыслим себя и Бога.
   Единственный атеист в вашем понимании Дьявол, да и тот находится во власти Бога. А Ваш атеизм не более, чем ваша личная позиция без всякого отношения к предмету вашего отношения. По отношению к Богу в соответствии с его определением атеистом быть невозможно, поскольку невозможно вступить к нему в отношение. Если Бог - предмет вашего сознания, в отношении к которому Вы можете иметь позицию, то это уже не Бог, а уничтоженный Вами Бог, о смерти которого говорил Ницше. Тогда можно быть и бессмысленным атеистом. Ведь Вы никого и ничего уже не отрицаете, поскольку лишены того содержания, об отрицании которого говорите.
   Некоторое время назад Секацкий умело складывал слова в философские фразы, которые не имели никакого смысла, но показывали, что он знаком с чем-то, что этот смысл имеет. То есть - он был ритором. К сожалению, риторики оказалось недостаточно, чтобы говорить о предмете, который должен иметь сущность. Как только воспитанный на имитации западного философствования человек сталкивается с необходимостью сформулировать насущную проблему, требующую творческой самостоятельности и оригинальности мышления, он показывает полное бессилие, отсутствие культурной зрелости и удивительную ограниченность кругозора. Осмыслить он в состоянии только самые поверхностные явления: приблизиться к пониманию глубокой целостности требующей философского вмешательства ситуации он не в состоянии. В результате мы имеем то, что имеем: изреченную манифестацию фантастического, никак не относящегося к подлинной реальности, вымысла, который под видом философской мысли автора интерпретирует происшедшие и никак не связанные с ними произвольно определенные им будущие события.
   Христиане не зря признают факт помрачения своего ума Дьяволом: ведь только Дьявол мог внушить им мысль, что они живут ложной жизнью, а настоящая наступит после смерти. Он действительно вошел в них, иначе они не отвернулись бы от творения, в котором Бог воскресил их, и не стремились бы к загробной вечной жизни, в которой их нет. Это и есть помешательство, дьявольское наваждение, во власти которого оказались христиане.
   Надо осознать, с какими трудностями столкнулось современное искусство. Оно отказалось от вероучения, во власти которого находится современное человечество. Оно опровергло атеизм и сокрушило нигилизм. Дистанция от первого действия до последнего - его время, содержание и чистый свет бытия. А это и есть смысл творения, поскольку только в нем может зародиться то, что своим появлением очистит и освежит огрубевшую от долгого пребывания жизнь.
   Лучшая память - это будущие идеи.
   Придумал себе эпитафию: Поздно уже. Смерть покарала меня.
   Я чувствую себя приговоренным к пожизненному бессмертию.
   На мой вопрос: "Чем отличается беспредметное откровение как мыслящий себя дух от предметной веры?" - был получен ответ: "Попробуйте - узнаете". После чего я был произведен в ранг схоласта.
   Моя задача в том, чтобы восстановить подлинный, утраченный смысл терминов, а не в том, чтобы показать ничтожность их значений в наше время. В наше время, по большей части, человек ничтожен, а не термины.
   Теологией называется разумный свод знаний и искусств в единую систему миропорядка. Отсюда следует, что вечность теологии определяется ее современностью, которая предопределяется этой вечностью.
   Некоторому человек, без всяких обид. Я сначала воспринимал все, что Вы пишете, как шутку, тщательно замаскированную иронию, потому что исхожу из предположения, что человек разумное существо. Но я вдруг обнаружил, что в Вашем случае я был неправ. У меня исчезли все сомнения, что у Вас атрофировался ум. Вследствие этого Вы никогда не поймете, что разумные вещи вызывают у Вас атавистическую реакцию отторжения.
   Если Бог существует помимо знания и веры, то это материя - бесчувственная и бессмысленная; мир безбожен и является в виде Вселенной, которая только одна дает повод думать, что то, из чего она состоит, существует помимо жизни, являющейся источником знания и веры. Таким образом, люди, так утверждающие от имени Церкви, тайные материалисты, безбожники и атеисты.
   Люди, как псы, служат тому, кто дает им деньги. При этом понимают, что подлецы, а все равно служат. А некоторые и не понимают.
   Нравственный эксбиционизм зашел так далеко, что некоторыми даже выдается за актуальное искусство.

Абсурд веры

   1. Если Бог причина всего, то все должно идти от этой причины, а не к причине. Поэтому стремление к Богу и воссоединение с ним противоестественно: следствие не может стремиться к причине. Поэтому Вы проповедуете смерть и уничтожение, то еть Вы - Богопротивленец. 2. Если свобода воли (как Вы утверждаете) абсолютна, то она стала причиной ненависти к Христу, а не ненависть, вызванная по отношению к нему Богом (как Вы опять же утверждаете). Иначе свобода воли не абсолютна. 3. Вы утверждаете, что Бог сотворил человеческую волю не слабее своей. Отсюда следует, что у человека достаточно сил, чтобы быть собой, а не стремиться к Богу. 4. Если человек сотворен Богом, то он идет от Бога, а не к Богу. Если человек идет к Богу, то он сотворен не Богом, а отпавшим от него Дьяволом. Поэтому все верующие безбожники и по этой причине стремятся к Богу. Заодно, поскольку они безбожники, они пытаются обратить в свою веру людей, сотворенных Богом.
   На самом деле люди, которые поколоняются послесмертному Богу, поколоняются материи: ведь ничего, кроме материи, после смерти нет. А материя такова, что ничего не знает о своем пребывании, существует не существуя и ничем не отличается от ничто, хотя не ничто. Так что по всем признакам она соответствует определению послесмертного Бога. Подлинный же Бог познается при жизни, поскольку только в этом случае из материи он превращается в совершенное существо, из сознания бытия которого появился я.
   "Следствие "не может" стремиться к причине, но живое существо может стремиться к Источнику Жизни."

   Зачем живое существо должно стремиться к источнику жизни, если оно из него произошло? Зачем жизнь должна возвращаться к своему истоку, если ее назначение в том, чтобы распространившись как можно дальше от источника показать его неиссякаемую мощь? Вы же хотите сказать, что из этого источника не может произойти ничего бесконечного, а только смертное и конечное. Бог прилагает все большее усилие для обожествления материи, а Вы его творение вновь погружаете в материальное безразличие, из которого он выявил свой образ и утвердил в сознании человеческого бытия.
   При жизни нельзя сказать, что материя или Бог есть. Можно сказать, что есть материя или есть Бог. После смерти считается, что материя и Бог есть. И то, и другое обнаруживается собой. Но как это возможно? Как при жизни я могу трансформировать "есть материя или Бог" в " материя и Бог есть"? Никак. Поэтому и невозможна мертвая материя без вечной жизни, а Бог невозможен без отрицающей его материи. "Материя есть" - это нечто божественное, некое бытие того, чего нет, а это - Бог. "Бог есть" - это некое ничтожество воплощенной в небытии материи, в которой утверждается бытие того, что сверх этого бытия есть.
   "Евгений, я начинаю опасаться, что Вы просто не в состоянии приподнятся выше философски-богосповского примитивизма своего Бриммербергианства. Я уже давно подозревал, что абстрактное "искусство" приводит к повреждению логических способностей человека... Чтобы "творить" необходимо, в начале, чему-то научиться...Богословие - не творчество, а ОТКРОВЕНИЕ. Вам, Евгений, это, очевидно, не понятно! Отпавший от Бога человек, а мы все, от рождения - отпавшие - жив только "формально". Он думает, что он "жив", только потому,. что его окружают такие-же "живые" люди. В действительности - это состояние чрезвычайно далеко от истинной жизни, которая открывается только тем, которые, услышав Слово Божие, начинают понимать, что они, в действительности, мертвы, и устремляются в своих желаниях к Богу - Жизни Подателю!"
   Что Вам на это ответить? Разве не с точки зрения теоретических знаний на уровне слесаря-механика я собираю и разбираю вашу веру, чтобы показать, что она не может работать, что это испорченный механизм, в котором нет необходимых деталей? Вы, правда, обходитесь без них, потому что Бог, который запустил этот механизм, и без неведомых Вам детелей поддерживает его работу. Да, я вкладываю иные смыслы в привычные Вас слова. Вы ведь любите аналогии. И не раз свою любовь к ним мне демонстрировали. Воспользуюсь и я один раз вашим приемом. Две тысячи лет назад атомом называлась неделимая мельчайшая частица. Сейчас атомом называется сложнейшая структура, смысл которой ничего общего не имеет с первоначальным. Но называется она по прежнему атом. Так почему же Вы удивляетесь, что архаичные богословские смыслы я заменил на современные, оставив заключающие их слова прежними? А в изучении системы понятий Христианского Богословия нет никакой необходимости, поскольку она внедрена в сознание каждого человека. Человек не может жить без Бога, но может жить без веры в него, поскольку Бог есть. Бог есть, бытие Бога означает, что в отношении к Богу появилось нечто противоположное, но без Бога не сущее. Поэтому в себе сущее забвение Бога столь же божественно, как и наличие Бога в сознании не отпавшего от него творения. Ведь в себе сущее забытие наделено не нуждающейся в бытии Бога свободой воли, что и следует из намерения Бога создать совершенство, в бесконечной удаленности от себя столь же самостоятельное и не нуждающееся в спасении, как и он сам.
   И я вдруг почувствовал, что люди покинули мир, вернулись к мертвому Богу и исчезли из бытия.
   Максимум возможности соответствует минимуму действительности. Бог абсолютно бездействует, поэтому максимально существует. Материя абсолютно действительна, поэтому минимально возможна. Из того, что Бог существует максимально, а не абсолютно, следует, что он сотворен и есть только при жизни.
   В Ростове, оказывается, есть институт психологии и паразитологии. Странное, но понятное сочетание.
   Ни вера, ни религия, ни атеизм никакого отношения к идее Бога не имеют. Бог - это интеллектуальная конструкция, обладающая статусом бытия. Нельзя сказать, что Бог есть, потому что он и есть это "есть". Тем более нельзя сказать, что его нет, потому что это "есть" - есть. Обо всем прочем можно сказать, что оно или есть, или его нет. Но всегда оно полагается или отрицается вне себя, поэтому и нельзя его никогда постичь в себе.
   Реалист - это человек, который воспринимает людей и события внешним образом. Это самый безопасный способ существования, поскольку не требует наличия души; но и самый печальный, если душа есть. Поэтому и не может жить одушевленный человек в реальности без того, чтобы не соприкоснуться с душой другого человека, то есть с тем миром, который называется внутренним и выражается в стремительном сближении с другим человеком, сущностью вещей и Богом. Только в таком мире преодолевается реалистически настроенный разум, который не видит ничего, кроме внешнего разнообразия и связывающих его в единое целое законов и закономерностей, бесчувственный к потрясениям и загипнотизированный созерцанием своей погребенной в недрах материи идеи. Подлинный разум соединяется в человеке, а не во внешнем несоединимом мире, и представляет собой явную идею бытия, раскрытую во всех смыслах и значениях.
   Там, где нет Бога, нет истины, а если нет истины, то нет искушения продолжить творение, то есть - искусства. Остается мертвый мир познания, реконструкции, самообеспечения. Искусство превращается в фарс, пародию на истину, свергнутое искушение. Вместо него - фантастические вымыслы, искаженные сущности, гротескный примитивизм озверевшего человека. Но искусство есть. Оно не исчезло, потому что исчезли нуждающиеся в нем люди. Порывы дегенеративного духа не поднимутся выше разложения. Их смердящая бездна не откликнется на появление светлого божества, а искусство не снизойдет до того, чтобы вовлечь их безумную массу в бесконечно далекий от них мир человеческого существования.
   Венеция вновь устраивает выставку слабоумного искусства. Это в очередной раз подтверждает, что современное человечество не узнает подлинное искусство, а подлинное искусство не признает современное человечество.
   В мире может быть что угодно. При условии, что он разумен. В противном случае он превращается в некую иррациональную волю, которая захватывает его и бессмысленно преобразует.
   Шопенгауэр и Ницше появились потому, что мир утратил свой разум, отказался жить в тех исторических пределах, которые сформировали его и заставили быть тем, в отношении к чему жизнь уже не могла сознавать себя в своем собственном выражении. Обреченность, вызванная раздвоением между ищущей своего объяснения жизнью и неприемлемым для нее смыслом бытия, стала причиной неразрешимого конфликта, в котором жизнь воспряла, утратив всякое представление о своем смысле, а мир погряз в мелочных противоречиях, из которых нет никакого выхода, кроме растерзанной смерти. Так что искусство, которое отвергло этот мир и возникло из обессмысленной жизни, находя и даря ей смысл, столь же мощное оружие эволюции, как и Бог, повелевающий творением.
   Варвар - это социальное существо, не имеющее персональной ценности.
   Если бы разум отрицал только свои устаревшие представления, а не себя в этих представлениях, иррациональная воля была бы невозможна, мир был бы ограничен одним и тем же разумом, бесконечно познавался, а человек в этом познании из живого существа превращался бы в объективную идею самого себя.
   Атеизм невозможен, если нет Бога.
   Существует принципиальная разница между современным миром и историческим. Исторический мир сотворен Богом, существует вечно и познается. Современный мир не существует вообще, поскольку не сотворен Богом. Современность - это разумное мировоздвижение, в котором нет ничего, кроме знания. Современный мир не познается, поскольку является феноменальным достижением в момент своего возникновения, и существует только в отношении к действию, следствием которого является его возникновение.
   Сегодня наблюдал идею мирового разума, размещенную в разных умах по-разному: в одних - смертным образом, в других - открытым и совершенным смыслом. Сделал вывод, что разум забывает себя в отдельной особи, а затем возрождается и воскресает посредством воздействия на него культуры. Воспринимая собственное ее воздействие на себя как нечто чужеродное, разум имеет возможность сомневаться в ее ценностях или в значимости своего появления на свет для ее поддержания. Освоив культуру и воскреснув в возрождении, человек вновь подвергается опасному искушению истлеть прежде своей осмысленной кончины в бесконечном и вечном воплощении жизни, которую он покинет, но которая никогда не покинет его. И в этой мудрости, снизошедшей до его ничтожества, он обретает бессмертную надежду на вечное избавление от неведения и обретение неисчерпаемого смысла, достигшего духовной зрелости в неизбежном и окончательном помрачении тьмы в превзошедшем свою явность свете.
   Вера, какова бы она ни была, заключается в признании независимого от человеческой жизни незыблемого, в противоположности бытия и сознания. Бог как предмет такой веры не является предметом разума, скрыт противоестественным образом и никто не объяснит, почему он должен быть тайным, а не явным. Но точно так же никто не опровергнет, если я скажу, что тайного Бога нет, а явное есть Бог, возвещающий свое бытие через тождество с сознанием. Никто не подтвердит, что это научное достижение, в котором раскрывается естество Бога разумным образом, должно быть принесено в жертву тайному Богу вместе со смертью человека. Ведь независимо от того, сколько людей погибнет, гибнет всегда только один человек и поэтому нет такой жертвы, которая искупила бы потребность в спасении многих. Это и есть высший смысл бытия - постижение жизни как абсолютной ценности, присущей единому человеческому существу в разных выражениях.
   Культура не в Европе или Америке, а там, где каждый из нас есть. Где я - там и культура. Стыдно бежать от себя, чтобы присвоить то, что нашли другие.