Сутулов-Катеринич Сергей. 45-й калибр-2020: О борьбе хорошего с лучшим


Трудности выбора

  Как всегда, тему для конкурсных заметок мне подсказали сами участники. В этом сезоне было как никогда много писем от несостоявшихся конкурсантов с просьбой объяснить, почему их стихи не приняты на конкурс. Видимо, мало кто читает Положение о конкурсе, в котором в разделе «Правила представления произведений на конкурс» написано: «Организаторы конкурса, модераторы и судьи не обязаны и не будут рецензировать присланные подборки и объяснять причины отказа – на это просто нет времени и ресурсов». Да и задачи объясняюще-обучающей мы перед собой не ставили. Главная цель «45-го калибра» – найти и представить читателям нашего альманаха новых интересных поэтов. Для желающих научиться писать стихи существуют литобъединения, поэтические семинары, литературные курсы и т.п. А тем, кто считает, что всё уже умеет, а стихи его почему-то не пропустили злобные модераторы, предлагаю обратить внимание на фразу всё из того же Положения: «На конкурс не принимаются … стихи … не имеющие художественной ценности». Давайте разберёмся, что за зверь такой эта самая художественная ценность? Вот с ненормативной лексикой или там с нарушением законов, даже с техническими ошибками – всё ясно. А тут что-то непонятное, эфемерное. «Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать», как говорится…
  Заглянем в «Краткий словарь по эстетике»: «Ценность художественная – произведение искусства в его отнесённости к высшим человеческим потребностям и интересам, осознанное в его содержательно-артистических достоинствах и функциях, благодаря которым оно оказывает положительное воздействие на чувства, разум, волю людей, способствуя их духовному развитию».
  В этом определении и ответ на все вопросы «почему не я», и главный критерий оценки стихов как художественного произведения. Побеждает тот, кто сумел сильнее воздействовать на чувства и разум читателей, в нашем случае – модераторов и судей. А воздействовать на них ох как не просто. Как редактор, читающий очень много стихов… нет, не так: ооооооочень много стихов самого разного уровня, могу сказать, что судьи наши сами – хорошие и очень хорошие поэты. Они заметят не только грамматическую ошибку или сбой ритма, но и корявое выражение, неуместную инверсию, неестественные, вычурные образы, отсутствие культурного бэкграунда, индивидуальной интонации и языкового чутья, незрелость авторской позиции, банальность, вторичность, психологическую недостоверность, эмоциональную имитацию и много ещё чего, отвращающего искушённого читателя и снижающего художественную ценность стихотворения.
  Но это, что называется, присказка (к которой мы ещё вернёмся). Перейдём собственно к обзору.

***
   Впору, когда началось финальное голосование в уже восьмом по счёту «45-м калибре» я получила немного растерянное письмо от главного редактора «45-й параллели» Сергея Сутулова-Катеринича. С его разрешения цитирую:
   «…перечитал подборки Август, Арканиной, Акимова, Босиной, Брагина...
   МНЕ АЖ ДУРНО СТАЛО: ДО ЧЕГО ЖЕ ХОРОШИ!
   что же дальше будет?!»
   Я полностью с ним (Сергеем то бишь) согласна. В этом сезоне у нас случился потрясающе сильный финал. Пожалуй, самый сильный за всю историю конкурса. С одной стороны, это не может не радовать, с другой стороны, – голосовать-то как, когда хочется почти всем конкурсантам, за редким исключением, поставить высшую оценку? Как иерархию выстраивать, как определять лучших из лучших – лауреатов?
   Как выбрать между великолепной космогонией Александра Михеева («Генезис. Вера Надежда Любовь») и пронзительно-трагичным чумным корабликом любви Евгении Босиной («Это просто вдали…»)? Между горькими и простыми дорогой, пастернаковской простотой строками Александра Таратайко и волшебно-эндемичными стихами Ольги Флярковской? Между изящной мелодичной лирикой Анны Арканиной и печальной мудрой гармонией Геннадия Акимова? А ведь есть ещё и замечательные, остро современные поэтические высказывания Петра Матюкова, и глубокие философские размышления Бориса Панкина. Отличные подборки прислали на конкурс Никита Брагин, Татьяна Шепелева, Виктор Кудрявцев, Сергей Сапронов, Олег Паршев, два Романа – Смирнов и Вампилов. Запомнились и не отпускают таксист-Колумб Дины Березовской и Северный ядовитый океан из детства Алексея Баклана. Пеплом Клааса стучат в сердце лаконичные поэтические сводки с прифронтовой полосы Светланы Куралех. И это далеко не полный перечень поэтов, достойных занять место в списке лауреатов восьмого сезона «45-го калибра».
   Особо хочу отметить финалистов, приславших стихи из других стран. Восхищаюсь людьми, живущими вне русскоязычной среды и сохранившими не просто хороший, но – богатый, красивый литературный русский язык. Это уже упомянутые выше Александр Михеев (Канада), Дина Березовская и Евгения Босина (обе из Израиля), а также Мария Перцова (США), Людмила Свирская (Чехия), Анна Германова (Германия), Сергей Бадаев (Болгария).
   Перед членами судейской коллегии стаяла задача не из лёгких… И они с ней с честью справились. Конечно, как всегда, авторов, достойных лауреатского звания и призов, гораздо больше, чем мест в списке. Но выбранные судьями поэты безусловно заслужили своё лауреатство.
   Возвращаясь к присказке, замечу что мы не можем измерить поэзию – не придумали ещё такой единицы. Но воздействие на чувственную, эмоциональную и духовную сферу читателя измерить можно. Победителем всегда становится тот, кто умеет разбудить эмпатию в каждом («чувства добрые я лирой пробуждал»), чьи стихи делают нас лучше, выражаясь высоким стилем, позволяют испытать катарсис.
   Думаю, именно поэтому победителями стали два замечательных поэта: Владислав Пеньков и Полина Орынянская. Получилось гармонично и символично. Инь и ян. Два очень разных поэта сходятся в одном – в силе воздействия на читателя. Их несхожесть прекрасно дополняет друг друга, возможно, именно поэтому судьи не смогли выбрать кого-то одного из них.
   Наши победители представляют две поэтические традиции, берущие начало в Золотом веке русской поэзии. Одна, назовём её условно «пушкинской», посвящает себя поиску и обнаружению гармонии и красоты окружающего мира, вторая – условно «лермонтовская» – исследует трагические глубины человеческого духа, её дело – переживание боли.
   В стихах Владислава Пенькова мир предстаёт трагическим и прекрасным. Эта традиция в русской поэзии, не прерываясь, идёт от Лермонтова, Есенина, Цветаевой. К их наследникам можно отнести Бориса Рыжего и Михаила Анищенко, среди наших современников – Владислава Пенькова. Его стихи потрясают неожиданными поворотами поэтического сюжета, философскими озарениями, они пронзают, как пули, вырывая из обывательского спокойствия.

Небесный град

Лопасти работают как надо,
поднимают-вскидывают пыль.
Ты бы насмотрелся до отпада,
если б видел их, Иезекииль!

Пастухи, торговцы, брадобреи –
гордые, как дикий виноград,
вы уже не древние евреи,
вам такое видеть не в отпад.

Вот пилот чего-то не расслышал,
и махнул рукою – Дьявол с ним!
Прогуляться в южном небе вышел
новый небольшой Ерусалим.

И на бортовой его панели,
где – на скотче – Лена из Апсны,
все сапфиры сразу засинели
первыми цветочками весны.

И пошёл он вверх, темнея брюхом,
громкий, страшный, яростный такой.
Если можешь, Господи, то Духом
страшное мгновенье успокой.

Пусть и борт-стрелок и борт-механик
не поймут уже, что, завалясь,

он уходит в вечность, как Титаник,
что с Тобою вышел он на связь.


   Стихи Полины Орынянской умные, написанные по канонам, строгие, стильные, мастерски, изысканно построенные, в них дышит божественная гармония воплощённого мира.

Малины

Небесная нибениместная
тугая птичья недотишь.
Вот так закинешь пледом кресло
и целый август просидишь.

И будет дождь. Ах эти бусины,
на чёрных ветках бубенцы...
Как сладко нянчить послевкусие
июльской солнечной пыльцы

и днями сонными и длинными
(а есть у жизни смысл иной?)
тебя туманными малинами
кормить из кружки жестяной.

А там и лето подытожится.
Шагнёшь – остылая земля.
И солнце розовую кожицу
за лесом скинет на поля...


   Прекрасное завершение конкурса! Поздравляем победителей и лауреатов и ждём от них новых стихов!

Итоги VIII Международного поэтического конкурса «45-й калибр» имени Георгия Яропольского
Сезон-2020


Победители:
Полина Орынянская (Россия, Балашиха)
Владислав Пеньков (Эстония, Таллин)

Лауреаты:
Евгения Босина (Израиль, Нагария)
Юрий Глухов (Россия, Москва)
Никита Брагин (Россия, Москва)
Пётр Матюков (Россия, Бердск)
Виталий Мамай (Израиль, Тель Авив)
Елена Дорофиевская (Украина, Вышгород)
Дина Березовская (Израиль, Беер-Шева)
Светлана Ахмедова (Россия, Воронеж)
Виктория Качур (Россия, Москва)
Елена Уварова (Россия, Москва)
Геннадий Акимов (Россия, Курск)
Сергей Сапронов (Россия, Москва)
Мария Фроловская (Россия, Москва)
Полина Потапова (Россия, Челябинск)
Виктор Кудрявцев (Россия, Рудня Смоленской области)
Мария Перцова (США, Кемпбелл)

Называем обладателей призов:
Владислав Пеньков – специальный приз «45 – forever» имени Георгия Яропольского – талисман по эскизу художника Андрея Емельяненко, гравировка по камню – мастер Сергей Мозгунов (оба – Ставрополь, 45-я параллель)
Евгения Босина – специальный приз «45 – forever» имени Натальи Сутуловой-Катеринич – талисман по эскизу художника Андрея Емельяненко, гравировка по камню – мастер Сергей Мозгунов (оба – Ставрополь, 45-я параллель)
Полина Орынянская и Геннадий Акимов – призы «Дома Берлиных» (Лос-Анджелес): по $100 (USD) – каждому
Владислав Пеньков и Елена Дорофиевская – призы вице-президента APIA в Северной Америке Сергея Плышевского (Оттава, 45-я параллель) «Атлантифик» (от Атлантического до Тихого океанов – за поэтическую океанскую ширь, безупречную технику стихосложения и владение русским языком) – по $100 (USD) каждому
Полина Потапова – специальный денежный приз $150 австралийских от журнала «Витражи» (главный редактор Залман Шмейлин, Мельбурн) плюс публикации в названном журнале: Полина Потапова, Елена Дорофиевская, Полина Орынянская, Юрий Глухов.
   О публикациях в других – бумажных и электронных изданиях – разговор отдельный. Надеемся, задуманные публикации состоятся: редакторы проектов выберут заинтересовавших их авторов и напишут им…

Лера Мурашова