Любители истории нередко считают, что многие события прошлого могут быть объяснены библейскими пророчествами. Чтобы проверить это распространённое мнение, интересно обратиться к так называемым историческим книгам Ветхого завета.
Народы древнего Ближнего Востока не знали истории в её греческом понимании, обозначавшем совокупность повествований о прошлом, которое становится итогом исследования повествователя. У них было понятие Толедот (родословная), показывающее происхождение преданий старины. Эти предания вырастают из родословий, т.е. передающихся из поколения в поколение списков предков, на основе которых определялось место каждого рода и отдельного человека в системе общественных связей. В процессе своего существования и использования эти списки включают сообщения о выдающихся событиях, произошедших при жизни значительных лиц -- вождей и храмовых жрецов и членов их рода, а также совершённых известными людьми памятных деяниях. Яркий пример таких родословий дают первые главы 1 книги Хроник, или Паралипоменон (оба слова греческие).
Для всего этого региона, где возникли могучие государства шумеров, вавилонян, ассирийцев, иудеев и др. было характерно мифологическое объяснение исторического процесса. В его основе вера в то, что боги принимают активное участие в жизни людей и целых племён. Боги – властители мира -- управляют судьбами народов, выступая в роли их покровителей или противников. Например, в таком памятнике, как надпись на камне моавитского царя Меши говорится: «И я сделал эту высоту Кемошу(богу) в Кархе, в знак спасения, потому что он спас меня от всех погубителей, и потому что он дал мне увидеть победу над всеми моими врагами». В ряде других подобных памятников тоже утверждается, что бог (боги) помогают царям и их народам победить своих врагов, при условии верности и поклонения этим богам. Таков был уровень исторической мысли во время создания ветхозаветных исторических произведений.
Среди исторических повествований Ветхого завета Библии (здесь и далее терминология христианская) центральное место занимает комплекс книг Судей, Самуила, Царств. Они излагают историю народа Израиля от раннего родоплеменного периода их жизни на территории Палестины до вавилонского завоевания и изгнания иудеев (6 век до н.э.). Так случилось, что именно в этой племенной среде зародилась первая мировая религия – христианство, и поэтому история израильского союза племён представляет значительный интерес. Настоящие авторы названных книг остались неизвестными, названия их сочинений носит традиционный характер. Единство этих книг определяется общей исторической концепцией, связанных с культом главного бога израильтян – Яхве (или Иегова, произношение условное). По мнению исследователей, этот бог изначально представлялся его первобытным поклонникам в виде бога войны и огня, а затем, в ходе формирования израильского государства, был переосмыслен в качестве верховного и единственного божества, творца мира.
Необходимо назвать источники этих исторических повествований, поскольку ни одно из них не может быть признано целиком оригинальным. Библеисты отмечают, что текст плача по царю Саулу, убитому вместе с его сыном Ионафаном филистимлянами, из 2 книги Царств, заимствован из так называемой Книги Доблестного -- памятника арамейской письменности начала первого тысячелетия до н.э. Оттуда же происходят и псалмы, приписываемые царю Давиду, и песня Деворы по поводу победы над царём Асора Иавином (книга Судей). В своё повествование древний историк включил и отрывок из книги Исайи. Ещё одним источником стала книга деяний Соломона, составленная анонимным автором по заказу самого этого правителя. Автор-компилятор этих произведений был, скорее всего, представителем пророков -- проповедников культа Яхве периода формирования государства Иудея. Возможно, авторов было несколько, но их работа подчинялась единому замыслу -- прославлению Яхве и его верных служителей. Они излагают историю Израиля и Иудеи как осуществление воли Яхве, находясь в рамках мифологического понимания событий прошлого. Поэтому в «исторических» книгах описываются только эпизоды, связанные с отношениями бога и его народа. Другие события авторов не интересуют. Нередко они обвиняют израильтян в отступничестве от своего бога, за которое следует наказание в виде вражеских вторжений и поражений в войнах: «И всё это поколение присоединилось к его отцам, и восстало другое поколение после них, которое не знало Яхве и деяний, которые он делал для Израиля. И делали сыны Израиля зло в глазах Яхве. И служили Ваалам, и оставили Яхве, бога отца их, выведшего их из земли Египетской, и пошли они за другими богами, и поклонялись им, и разгневали Яхве. .. И возгорелся гнев Яхве на Израиля, и он отдавал их в руки грабителей, и грабили их…» (книга Судей.гл.2).
В этих повествованиях постоянно подчёркивается главная заслуга Яхве перед израильтянами: Он вывел их из египетского рабства, после чего заключил с народом союз (завет) на вечную верность. Само это событие составляет системообразующую часть племенной мифологии, не находящую подтверждения в исторических сочинениях Египта и других соседних народов. В соответствии с общинным складом мышления древних, авторы описывают действия израильтян как одного существа с единым разумом. Они вместе отступают от завета с Яхве (без толкования причин) и вместе возвращаются под его власть после жестокого наказания. Понятно, что это имело самое отдалённое отношение к реальным историческим событиям.
В описании авторов Ветхого Завета , Яхве часто лично вмешивается в ход событий, грозит народу карами за отступничество от завета, обещает покровительство за верность. Так, он говорит царю Соломону вслед за сооружением первого храма в честь бога: « Я слышал твою молитву и твою мольбу, которыми ты умолял меня. Я освятил этот дом (храм), который ты построил, чтобы поставить моё имя там навек, и будут мои глаза и моё сердце там все дни. А ты если будешь ходить перед моим лицом, как ходил Давид, твой отец, в совершенстве сердца и добродетельности, чтобы сделать всё, что я повелел тебе, мой закон и мой приговор будешь блюсти, то я воздвигну трон твоего царствования над Израилем навечно…» (3 кн. Царств). Эта речь напоминает разговор хозяина с доверенным слугой, что отражало принципы общественных отношений в раннем периоде государства. Разумеется, люди в своей фантазии переносили эти принципы на воображаемых ими богов, которые действовали как вожди народа, властные и нетерпимые к отступникам. Продолжение речи Яхве: «А если отвратитесь вы и ваши сыновья от меня, и не будете блюсти мои заповеди, мои законы, которые я дал вам, и пойдёте, и будете служить другим богам и поклоняться им, то я истреблю Израиль с лица земли, которую я дал вам, и этот дом, который я освятил моему имени, я отброшу от моего лица, и будет Израиль притчей и посмешищем у всех народов». Здесь с очевидностью проступают интересы жрецов Яхве, храмовых служителей, чьи благополучие зависело от верности народа религии, в центре которой стоял этот бог.
Подобное отношение бога и его народа опирается на фольклорные источники народов ближневосточного региона. Примером служит предание об Иеффае (книга Судей, гл.11). Это сказка с распространённым сюжетом. Человек клянётся отдать за важную услугу нечто ему принадлежащее, чего он не знает. Иеффай, бывший разбойник, ставший вождём своего племени Галаад, перед решающей битвой даёт клятву принести в жертву богу первого, кто выйдет ему навстречу после победы из его дома. Вероятно, он предполагал, что это будет кто-нибудь из слуг. Неожиданно для него таким человеком оказывается его единственная дочь. Отец в отчаянии, но дочь готова принести себя в жертву ради исполнения отцовской клятвы. Он вынужден исполнить свою клятву, чтобы не прогневить бога. Такое поведение приветствуется жрецами Яхве, которым важнее всего угождение их божеству. Поэтому они, в назидание всему народу, включили в книгу Судей легенду об Иеффае. Фольклорный характер носит и легенда о Самсоне (Шимшон) из той же книги Судей (гл.13-16), о его женитьбе, борьбе с врагами-филистимлянами и героической гибели. В ней отразилось народное поверье, что сила богатыря содержится в его волосах. Поэтому внезапное и предательское пострижение героя делает его беззащитным перед коварством жены и её родичей.
Победы приходят к героям иудейской мифологии, потому что они выполняют волю бога-воителя Яхве. Таков Иеффай, таков и Гедеон, спасающий народ от мидианитян (Книга судей, гл.6-8). В гл.4 этой книги сообщается о победе израильтян над царём Асора и его полководцем Сисарой, когда Яхве внёс смятение в ряды врагов. О том же поётся и в упомянутой песне Деворы, когда Яхве предводительствует израильтянами в битве (этот фрагмент считают одним из древнейших в Ветхом Завете, его относят к ХIII веку до н.э.).
Все эти наблюдения над текстом «исторических» книг Ветхого завета свидетельствуют о том, что в них нет отражения истории в современном понимании. Трактовки людей и событий носят фольклорный и мифологический характер и направлены на укрепление религии Яхве, в современном названии -- иудаизма, из которого и выросло впоследствии христианство.
Народы древнего Ближнего Востока не знали истории в её греческом понимании, обозначавшем совокупность повествований о прошлом, которое становится итогом исследования повествователя. У них было понятие Толедот (родословная), показывающее происхождение преданий старины. Эти предания вырастают из родословий, т.е. передающихся из поколения в поколение списков предков, на основе которых определялось место каждого рода и отдельного человека в системе общественных связей. В процессе своего существования и использования эти списки включают сообщения о выдающихся событиях, произошедших при жизни значительных лиц -- вождей и храмовых жрецов и членов их рода, а также совершённых известными людьми памятных деяниях. Яркий пример таких родословий дают первые главы 1 книги Хроник, или Паралипоменон (оба слова греческие).
Для всего этого региона, где возникли могучие государства шумеров, вавилонян, ассирийцев, иудеев и др. было характерно мифологическое объяснение исторического процесса. В его основе вера в то, что боги принимают активное участие в жизни людей и целых племён. Боги – властители мира -- управляют судьбами народов, выступая в роли их покровителей или противников. Например, в таком памятнике, как надпись на камне моавитского царя Меши говорится: «И я сделал эту высоту Кемошу(богу) в Кархе, в знак спасения, потому что он спас меня от всех погубителей, и потому что он дал мне увидеть победу над всеми моими врагами». В ряде других подобных памятников тоже утверждается, что бог (боги) помогают царям и их народам победить своих врагов, при условии верности и поклонения этим богам. Таков был уровень исторической мысли во время создания ветхозаветных исторических произведений.
Среди исторических повествований Ветхого завета Библии (здесь и далее терминология христианская) центральное место занимает комплекс книг Судей, Самуила, Царств. Они излагают историю народа Израиля от раннего родоплеменного периода их жизни на территории Палестины до вавилонского завоевания и изгнания иудеев (6 век до н.э.). Так случилось, что именно в этой племенной среде зародилась первая мировая религия – христианство, и поэтому история израильского союза племён представляет значительный интерес. Настоящие авторы названных книг остались неизвестными, названия их сочинений носит традиционный характер. Единство этих книг определяется общей исторической концепцией, связанных с культом главного бога израильтян – Яхве (или Иегова, произношение условное). По мнению исследователей, этот бог изначально представлялся его первобытным поклонникам в виде бога войны и огня, а затем, в ходе формирования израильского государства, был переосмыслен в качестве верховного и единственного божества, творца мира.
Необходимо назвать источники этих исторических повествований, поскольку ни одно из них не может быть признано целиком оригинальным. Библеисты отмечают, что текст плача по царю Саулу, убитому вместе с его сыном Ионафаном филистимлянами, из 2 книги Царств, заимствован из так называемой Книги Доблестного -- памятника арамейской письменности начала первого тысячелетия до н.э. Оттуда же происходят и псалмы, приписываемые царю Давиду, и песня Деворы по поводу победы над царём Асора Иавином (книга Судей). В своё повествование древний историк включил и отрывок из книги Исайи. Ещё одним источником стала книга деяний Соломона, составленная анонимным автором по заказу самого этого правителя. Автор-компилятор этих произведений был, скорее всего, представителем пророков -- проповедников культа Яхве периода формирования государства Иудея. Возможно, авторов было несколько, но их работа подчинялась единому замыслу -- прославлению Яхве и его верных служителей. Они излагают историю Израиля и Иудеи как осуществление воли Яхве, находясь в рамках мифологического понимания событий прошлого. Поэтому в «исторических» книгах описываются только эпизоды, связанные с отношениями бога и его народа. Другие события авторов не интересуют. Нередко они обвиняют израильтян в отступничестве от своего бога, за которое следует наказание в виде вражеских вторжений и поражений в войнах: «И всё это поколение присоединилось к его отцам, и восстало другое поколение после них, которое не знало Яхве и деяний, которые он делал для Израиля. И делали сыны Израиля зло в глазах Яхве. И служили Ваалам, и оставили Яхве, бога отца их, выведшего их из земли Египетской, и пошли они за другими богами, и поклонялись им, и разгневали Яхве. .. И возгорелся гнев Яхве на Израиля, и он отдавал их в руки грабителей, и грабили их…» (книга Судей.гл.2).
В этих повествованиях постоянно подчёркивается главная заслуга Яхве перед израильтянами: Он вывел их из египетского рабства, после чего заключил с народом союз (завет) на вечную верность. Само это событие составляет системообразующую часть племенной мифологии, не находящую подтверждения в исторических сочинениях Египта и других соседних народов. В соответствии с общинным складом мышления древних, авторы описывают действия израильтян как одного существа с единым разумом. Они вместе отступают от завета с Яхве (без толкования причин) и вместе возвращаются под его власть после жестокого наказания. Понятно, что это имело самое отдалённое отношение к реальным историческим событиям.
В описании авторов Ветхого Завета , Яхве часто лично вмешивается в ход событий, грозит народу карами за отступничество от завета, обещает покровительство за верность. Так, он говорит царю Соломону вслед за сооружением первого храма в честь бога: « Я слышал твою молитву и твою мольбу, которыми ты умолял меня. Я освятил этот дом (храм), который ты построил, чтобы поставить моё имя там навек, и будут мои глаза и моё сердце там все дни. А ты если будешь ходить перед моим лицом, как ходил Давид, твой отец, в совершенстве сердца и добродетельности, чтобы сделать всё, что я повелел тебе, мой закон и мой приговор будешь блюсти, то я воздвигну трон твоего царствования над Израилем навечно…» (3 кн. Царств). Эта речь напоминает разговор хозяина с доверенным слугой, что отражало принципы общественных отношений в раннем периоде государства. Разумеется, люди в своей фантазии переносили эти принципы на воображаемых ими богов, которые действовали как вожди народа, властные и нетерпимые к отступникам. Продолжение речи Яхве: «А если отвратитесь вы и ваши сыновья от меня, и не будете блюсти мои заповеди, мои законы, которые я дал вам, и пойдёте, и будете служить другим богам и поклоняться им, то я истреблю Израиль с лица земли, которую я дал вам, и этот дом, который я освятил моему имени, я отброшу от моего лица, и будет Израиль притчей и посмешищем у всех народов». Здесь с очевидностью проступают интересы жрецов Яхве, храмовых служителей, чьи благополучие зависело от верности народа религии, в центре которой стоял этот бог.
Подобное отношение бога и его народа опирается на фольклорные источники народов ближневосточного региона. Примером служит предание об Иеффае (книга Судей, гл.11). Это сказка с распространённым сюжетом. Человек клянётся отдать за важную услугу нечто ему принадлежащее, чего он не знает. Иеффай, бывший разбойник, ставший вождём своего племени Галаад, перед решающей битвой даёт клятву принести в жертву богу первого, кто выйдет ему навстречу после победы из его дома. Вероятно, он предполагал, что это будет кто-нибудь из слуг. Неожиданно для него таким человеком оказывается его единственная дочь. Отец в отчаянии, но дочь готова принести себя в жертву ради исполнения отцовской клятвы. Он вынужден исполнить свою клятву, чтобы не прогневить бога. Такое поведение приветствуется жрецами Яхве, которым важнее всего угождение их божеству. Поэтому они, в назидание всему народу, включили в книгу Судей легенду об Иеффае. Фольклорный характер носит и легенда о Самсоне (Шимшон) из той же книги Судей (гл.13-16), о его женитьбе, борьбе с врагами-филистимлянами и героической гибели. В ней отразилось народное поверье, что сила богатыря содержится в его волосах. Поэтому внезапное и предательское пострижение героя делает его беззащитным перед коварством жены и её родичей.
Победы приходят к героям иудейской мифологии, потому что они выполняют волю бога-воителя Яхве. Таков Иеффай, таков и Гедеон, спасающий народ от мидианитян (Книга судей, гл.6-8). В гл.4 этой книги сообщается о победе израильтян над царём Асора и его полководцем Сисарой, когда Яхве внёс смятение в ряды врагов. О том же поётся и в упомянутой песне Деворы, когда Яхве предводительствует израильтянами в битве (этот фрагмент считают одним из древнейших в Ветхом Завете, его относят к ХIII веку до н.э.).
Все эти наблюдения над текстом «исторических» книг Ветхого завета свидетельствуют о том, что в них нет отражения истории в современном понимании. Трактовки людей и событий носят фольклорный и мифологический характер и направлены на укрепление религии Яхве, в современном названии -- иудаизма, из которого и выросло впоследствии христианство.