Тетельбаум Михаил. Композитор Д.Мейербер и его время


О великом человеке судят по его делам, а не по ошибкам.
Ф. Вольтер

   Творчество выдающегося французского композитора, пианиста и дирижера Джакомо Мейербера (1791-1864) пришлось на конец 18 и первую половину 19 веков -- периода феноменального расцвета музыкального искусства и оперного в частности. Даже не полный перечень композиторов, творивших в это время в оперном жанре, не может не вызвать удивление: Верди, Россини, Бизе, Гуно, Доницетти, Беллини, Берлиоз и другие. Среди этого созвездия талантливейших композиторов не затерялось имя Мейербера, сумевшего своим творчеством внести значительный вклад в развитие оперного искусства. Известно, что это было время расцвета итальянских опер. Легкий лирический сюжет, мелодичная музыка, возможность солистов раскрыть свои музыкальные и вокальные способности сделали их популярными и репертуарными во всех театрах мира. В то же время, в европейских странах стали зарождаться свои национальные оперы, успеху которых нередко препятствовало укоренившееся увлечение итальянскими операми. Это создавало прецендент жесткого противостояния между композиторами, нередко принимавшее неэтичные, эпатажные формы.
   5 сентября 1791года, предместье Берлина. В еврейской семье банкира Якова Герц Беер и его жены Амалии Либман родился первый сын, названный ими Якоб Либман Бер будущий композитор Джакомо Мейербер.(1) Музыкальные способности Джакомо проявились с 4 лет, их развитие было столь стремительным, что родители посчитали нужным начать его обучение музыке. Помимо развития музыкальных способностей Джакомо родители считали необходимым дать сыну достойное общее образование, для чего были привлечены лучшие учителя Берлина. Разносторонние интересы в семье способствовали развитию у Джакомо интереса к литературе, истории, языкам, стремлению к знаниям и трудолюбию. Эти качества будущий композитор со- хранил на всю жизнь. Воспитанием Джакомо занималась его мать. К ней он испытывал особую привязанность и почитание, часто советовался с ней, бу- дучи уже взрослым человеком и известным композитором. Возможно, это была одна из причин, побудившая Мейербера не изменять своего вероисповедания. Современники свидетельствуют, что мать Мейербера отличалась необычной отзывчивостью и щедростью. “ Не проходит дня без того, чтобы она не помогла кому-нибудь (...) без различия вероисповедания - евреям, христианам, туркам и даже неверующим (...)”, - писал о ней Г.Гейне. Когда мать Мейербера умерла, большая толпа нищих провожала ее в последний путь. Первым учителем музыки у маленького Джакомо был Ф.Лауска(2). Его усили- ями и к его восхищению Джакомо уже к семи годам - превосходный пианист, а в 9 лет исполняет публично фортепианный концерт Моцарта. Первые попыт- ки сочинительства относятся к 12 годам, хотя Джакомо еще не владел музыкальной композицией. Дальнейшее музыкальное образование Мейербер продолжил с известными в то время музыкантами: Б.Вебером(3), К. Цельтером, (4), М.Клементи(5), но системное музыкальное образование он получил в известной на всю Германию музыкальной католической школе в Дармштате у талантливого педагога Г.Фоглера. Фоглер, будучи в Берлине, случайно услышал игру Мейербера и был восхищен выразительностью исполнения и техническим совершенством молодого музыканта. Вскоре Мейербер получил из Дармштадта письмо, где Фоглер писал: « Приезжайте ко мне, я приму вас как сына и помогу вам почерпнуть познания из самых источников науки. (...) со временем будете одним из самых знаменитых людей Европы».
   Отдать сына в католическую школу было нелегким решением в еврейской семье Мейербера. Тем не менее, настойчивость Джакомо и желание родителей дать сыну лучшее музыкальное образование возымели свое действие. С 1810 года Мейербер начал заниматься у Фоглера. Как мудрый педагог, Фоглер сочетал строгость занятий с часами совместного общения с учащимися, отдыхом,беседами,веселыми прогулками в окрестностях Дармштата. Стремясь привить учащимся самостоятельность музыкального мышления и дать попробовать себя в музыкальной импровизации, Фоглер в субботние, воскрестные и праздничные дни отправлялся с учащимися в католический собор, где находился орган. Фоглер давал каждому учащемуся музыкальную тему и они, давая волю своему юношескому порыву и фантазии, оглашали блестя- щими импровизациями мрачные своды собора. Первые сочинения Мейербера в дармштадтской школе носили сугубо религиозный характер. Наиболее извест- ны его религиозные песни на стихи Ф. Клопштока(6) и эмоциональная кантата “ Бог и природа,” которая была с успехом исполнена в Дармштадте, а ее автору присвоено почетное звание придворного композитора дарм- штадтского герцогства.
   Завершилась учеба Мейербера в дармштадтской школе. Его музыкальные успехи сочетались с общей образованностью в области литературы, истории, он владел французским, итальянским, греческим и двумя еврейскими языками. Тяга к созданию музыкальных произведений с массовыми сценами, драматическими, героическими и историческими сюжетами определили его выбор в пользу оперного жанра, который стал главным в его творчестве. Возвратясь в Берлин, Мейербер создал несколько опер, но успеха они не имели. Тем не менее К.М.Вебер (7) отметил в них “богатство и новизну гармонических приемов(...), поразительную инструментовку”.
   А.Сальери, наблюдавший за творческим становлением Мейербера, отметил в его операх несовершенную разработку вокальных партий. Он посоветовал Джакомо посетить Италию и познакомиться с сочинениями итальянских компо- зиторов.
   В 1816 году Мейербер отправляется в Италию. Италия произвела на композитора неизгладимое впечатление и восьмилетнее пребывание там Мейербер считал лучшими годами своей жизни. Богатая природа, теплый климат, древняя история искусств, исторические достопримечательности, а, главное, мелодичная итальянская музыка покорили начинающего композитора. “(...) я был(...) строго выдержан своими учителями на работах, требующих только рассудка, что живые чувства, подавленные сухими образами, были пробуждены теплом Италии”- писал Мейербер. Итальянская музыка становится для композитора близкой его творческому состоянию. В одном из писем доктору Шухту Мейербер писал: “Я не хотел подражать Россини и писать по-итальянски(...), но я должен был так писать в силу своего внутреннего влечения”. Праздное времяпровождение, которому отдался на какое-то время Мейербер, сменилось серьезным изучением итальянского музыкального искусства, истории и литературы Италии. Древнюю историю католической музыки Мейербер изучал в библиотеке Ватикана. В итальянский период Мейербер создал нес- колько опер, близких по сюжету и музыке к итальянским, но только одна из них, “Крестоносец в Египте”, имела определенный успех в Италии и европейских странах, что было, несомненно, достижением композитора в условиях господства итальянских опер во главе с великим Россини. Мейербер высоко ценил компози- торский талант Россини и называл его не иначе, как “ божественный маэстро “. Между ними установились дружеские отношения. В 1824 году Россини, руководивший в Париже итальянским оперным театром “Лувиа”, пригласил Мейербера в честь открытия парижской “Гранд опера “ продирижировать оперой “Крестоносец в Египте “. Вскоре успех мейерберовских опер положил конец их дружеским отношениям, а последовавшие за этим выпады Россини в адрес Мейербера, увы, не обошлись без национального акцента.
   В 1825 году Мейербер возвращается в Берлин. Музыкально-сценический опыт, европейская известность позволили ему надеяться на успех и признание на родине. Но его надеждам не суждено было сбыться. Оперы Мейербера в Гер- мании вновь успеха не имели, поскольку были близки к итальянским, тогда как немцы стали проявлять интерес к своим национальным операм. Кроме того, это был период зарождения в Германии пресловутого немецкого культа, сопровож- давшегося националистическими акциями и восстановлением дискриминацион- ных антисемитских законов(8).
   Творческие неудачи, тенденциозная критика в Германии побудили Мейербера покинуть Берлин. В1827 году он переезжает в Париж -- европейский центр искусств. Франция стала для него второй родиной, где были созданы его самые выдающиеся оперы, сформировавшие новое направление в оперном жанре “Большая французская опера “ и где он достиг популярности и славы. Первые четыре года пребывания в Париже Мейербер творчески не работал. Со свойственным ему трудолюбием и любознательностью он изучает француз- скую музыку, литературу, историю Франции. Музыкальна известность, финансовое положение позволили Мейерберу быть желанным гостем парижских аристо- кратических салонов, где состоялись его знакомства с Гейне, Мицкевичем, Листом, Шотобрианом, Обером, Галеви и другими известными музыкантами и литератора- ми. Вскоре Мейербер начинает сознавать, что близкие ему итальянские оперы, какими бы музыкальными и сюжетными достоинствами не обладали, носят,в значительной степени, развлекательный характер. Об этом композитор делится с доктором Шухтом: “Поэты(...) низкого мнения об опере, они (...) менее всего считали ее способной сделаться (...) драмой, (...) изображать всемирные события, героические характеры. Они считают оперу пригодной к изображению домашних сцен, любовных историй, колдовства (...), и (...) мир суеверия. Большинство (...) писателей (...) считают оперу пустой забавой(...)”. Такое признание сви- детельствует о качественно новом понимании Мейербером сущности и перспек- тивы развития оперного жанра. Реализовать свои идеи Мейерберу удалось совмест- но с либреттистом Э. Скибом в операх : “ Роберт-Дьявол”, “Гугеноты”, “ Пророк”, ставших сюжетным и музыкальным развитием оперного жанра и получивших определение как “Большая французская опера“.Оперы Мейербера стали много- актными, сцены приобрели соответствующий антураж, помпезность с разно- образными сценическими эффектами.Чтобы придать операм реалистический харак- тер и историческую достоверность, в них были включены сцены, демонстриру- ющие блеск придворной знати, рыцарские празднества, балетные номера(впервые в опере ), уличные сцены цыган, самобытные народные гуляния и даже сценические эпизоды с участием животных. Последнее не тривиальное решение имело немало последователей, например, в cимфонической фантазии “ Карнавал животных” К. Сен-Санса, в балете “ Жар птица “И.Стравинского, в антрепризе С.Дягилева (9), в опере Д.Верди ,,Аида,,(10) и др. Они создавали незабываемое зрелище. Развитие получили ансамблевые и массовые сцены, расширен оркестр, в состав которого были включены ранее не применявшиеся инструменты: фагот, саксофон, кларнет, что усиливало его звучание и делало его более колоритным и выразительным, а мощное tutti нередко производило ошеломляющее впечатление на зрителей.
   Лучшие оперы Мейербера подняли оперный жанр на качественно новый социальный, психологический и музыкально-сценический уровень. Тем не менее, композитор подвергался ожесточенной критике,особенно, в Германии. Ему ста- вили в вину отход от немецких музыкальных традиций, близость к итальянским операм, эклектизм, сценическую помпезность. И хотя критика была не без осно- вания, а мейерберовские приоритеты не обошлись без издержек, время показа- ло, что многие подвергавшиеся критике преобразования впоследствии стали не- пременными атрибутами “ Большой оперы,,. Со временем, критика Мейербера в Германии стала приобретать тенденциозный, клеветнический и антисемитский характер, в значительной степени, инспирированная мало известным тогда ком- позитором Р.Вагнером.Удивительным является то,что Вагнер в трудное для себя время обратился за помощью к Мейерберу, который не только стал оказывать ему регулярную материальную помощь, но и помог устроиться на работу, а впослед- ствии протежировал постановку его опер. В автобиографии Мейербера ( авт. М.Давыдова) приводится одно из его писем театральным руководителям по пово- ду постановки оперы Вагнера “Летучий голландец”. “Господин (...) Вагнер (...) - молодой композитор(...) не только с прекрасным музыкальным образованием(?-авт.), но и богатой фантазией, разносторонним развитием, по своему положению (?-авт) заслуживает (...) сочувствия своего отечества. Окажите молодому артисту свое покровительство и дайте ему возможность высказать свое прекрасное дарование”. Но всепоглощающая зависть, макиавеллизм,сибаритские наклонности стали причиной беспрецедентной для искусства антисемитской вакханалии, которую Вагнер впоследствии осуществлял против своего покровителя. По этому поводу известный музыкальный критик Э.Ганслик писал:“Каждое представление даёт блестящее доказательство власти мейерберовских опер (...). Вагнер, чьи “Риенцы,” “Тангейзер,” “Голландец” не- мыслимы без предшествия Мейербера, судит о Мейербере не (,,,) как о художнике, а как о преступнике”.
   “Большие оперы” Мейербера оказали влияние на творчество выдающихся композиторов:Доницетти, раннего Верди, Серова, Вагнера, Гуно (11), Шостако- вича (12) и других. Музыка из опер Мейербера привлекала внимание компози- торов- инструменталистов. Ф.Лист сделал транскрипцию для фортепиано из музыки к опере “ Пророк”. Ф.Шопен создал дуэт для фортепиано и виолончели на тему из оперы “ Роберт-Дьявол”.И.Штраус включал в репертуар своего оркес- тра фрагменты из опер Мейебера. Композитор создал немало музыкальных про- изведений других форм: оратории, кантаты, хоры, увертюры, музыку к драматическим спектаклям, к знаковым событиям и другие. В переводной литературе не удалось найти материалы исследований этих сочинений, а также данных о его капельмейстерской деятельности.
   Годы напряженного труда сказались на, и без того, слабом здоровье Мейербера, что вынуждало его больше времени проводить в местах лечения и отдыха.. 26 апреля 1864 года Мейербер почувствовал себя плохо, его состояние прогрессивно ухудшалось. В ночь на 2 мая композитор скончался. Париж отдал должное популярному музыканту, организовав достойные похороны. Многочис- ленная процессия, сопровождаемая делегациями городских властей, музыкальных и театральных организаций, оркестром национальной гвардии, полным составом парижской синагоги, доставили тело композитора на один из вокзалов, откуда специальным поездом оно было перевезено в Берлин. Там траурные мероприя- тия продолжались в присутствии членов правительственной семьи. Тело Мейербера было доставлено на берлинское кладбище и предано земле в фамиль- ном склепе.Человеческие качества и меценатство, свойственные Мейерберу, были широко известны. Несколько примеров могут служить тому подтвержде- нием. Участник освободительного движения в Италии граф ди Конди, опасаясь ареста, иммигировал во Францию, где благодаря помощи Мейербера закончил консерваторию и под именем Марио стал всемирно известным певцом. Узнав о бедственном положении вдовы композитора К.В.Глюка, Мейербер добился от- числений ей от поставленных в Париже опер ее мужа. В Берлине Мейербер слу- чайно услышал игру на скрипке еврейского мальчика, который на собранные меценатами Одессы средства направлялся с отцом поступать в венскую консерва- торию. Пользуясь своей известностью Мейербер написал в консерваторию ре- комендательное письмо об исключительном даровании юного скрипача. Прошли годы, и мальчик стал выдающимся скрипачём по имени Адольф Бродский, дру- гом П.И. Чайковского и первым исполнителем его скрипичного концерта. Приятельские отношения связывали Мейербера с Г.Гейне, поэзией которого он восхищался. Мейербер иногда оказывал поэту материальную помощь, правда в своеобразной форме. Гейне деньги у Мейербера как бы одалживал, но долг никог- да не возвращал. Благодаря посредничеству Мейербера Гейне смог получать от своего дяди-банкира, Соломона Гейне, постоянное денежное посособие. Дядя очень сомневался в целесообразности этого шага, считая, что племянник ведет слишком“вольный”образ жизни. В 1836 году Мейербер познакомился с М.И. Глинкой и смог оценить его исключительное музыкальное дарование. Будучи музыкальным директором берлинского театра “Королевские зрелища,” Мейербер на одном из концертов исполнил фрагмент из оперы Глинки “ Жизнь за царя”. Присутствовавший на концерте М.И. Глинка сообщал своей сестре Л.Шестаковой:“Оркестром управлял Мейербер и надо сказать, что он отличней- ший капельмейстер во всех отношениях“. В один из приездов в Берлин, в 1857 году Мейербер узнает о неожиданной смерти Глинки. В последний путь гордость России провожали: несколько музыкантов, два священника и их жены, представитель русского посольства, две женщины, которых никто не знал и Мейербер(13). В память о дармштатдском соученике и друге К.М. Вебере Мейербер поставил его оперу “Эврианта”, сбор от которой пошел на cооружение памятника рано ушедшему композитору. До конца своих дней Мейербер оставал- ся приверженцем гуманости и просвещения. В его завещании было предусмотре- но передать: по 10.000 талеров на пособия для поездок композиторов в Италию; любителям драматического искусства; парижскому музыкальному обществу, а так- же от 300 до 1000 франков разным больницам В конце 19 века оперы Мейербера стали реже включаться в репертуар театров, однако интерес к ним не исчез. Об этом свидетельствуют постановки его главных опер:“Роберт-Дьявол,” ,,Гугеноты, “Пророк,” “Африканка,” “Динора” в Австрии, Австралии, Америке, Франции, Германии, Швеции и других странах. Следует отметить, что значительное количество исследований творчест- ва Мейербера так и не было переведено на русский язык. Тем не менее, его опер- ное творчество привлекало внимание российских музыковедов. Наиболее извест- ны работы о Мейербере в исследованиях оперного жанра (В.Фаерман, М. Черкашина,Х..Хохловкина и др.), а также очерки о нём М.Давыдовой, Ю.Кремлева,И.Соллертинского и, наконец, диссертационные работы О.Жестковой (2004 год) и Е.Новоселовой (2007 год). Касаясь значения Мейербера в развитии оперного жанра, И.Соллертинский писал:“Его оперы(...) не утеряли своей жизнен- ности и доныне. Пусть они уступают(...) титанам оперного искусства (...) Верди, Бизе, однако в них (...) действуют(...): яркая театральность, сценический темпера- мент, куски великолепной музыки, оркестровая виртуозность, техническое уме- ние. (...). Мейербер отразил в своем творчестве целую эпоху и это (...) позволяет его причислить к классикам оперы”. Такого же мнения придерживается американ- ский исследователь Вильям Браун, высказавший мнение, что “ оперы Мейербера вернутся на сцену театров, потому, что Мейербер это композитор, благодаря которому у нас есть опера.(14)

ПРИМЕЧАНИЯ И БИБЛИОГРАФИЯ.

1 Фамилия Мейербер возникла от сочетания фамилий Мейер и Бер, первая из которых принадлежала его деду по материнской линии. Имя Джакомо Мейербер выбрал по своему усмотрению, будучи в Италии.
2 Лауска Франц (1764-1825)- немецкий пианист, композитор, музыкальный педагог. Его учениками были: К.М.Вебер, Фанни Мен- дельсон(1805-1847)—одаренная певица, пианистка и композитор, родная сестра Феликса Мендельсона-Бартольди.
3 Вебер Бернард(1798-1858)- немецкий композитор, придворный капельмейстер прусского короля
4 Цельтер Карл (1758-1832)- немецкий музыкальный педагог, дирижер, композитор. Возглавлял берлинскую певчую академию. Его учеником был Ф.Мендельсон-Бартольди.
5 Клементи Муцио(1752-1832)-выдающийся итальянский компо- зитор.
6 Клопшток Фридрих (1724-1803)-немецкий писатель, на стихи которого писали музыку: Глюк, Шуберт, Шуман, Р.Штраус, Малер и др.
7 Вебер К.М.(1786-1826) - выдающийся немецкий композитор, дирижер, пианист, музыкальный писатель. 
8 Усилиями И.Фриза, Л.Яна, Э.Арндта и других немецких фи- лософов получили распространение шовинистически настроеные молодежные организации. Их идейные празднества в городе Вартбурге завершались массовым сжиганием на кострах неугодных книг и предметов, чем предвосхитили подобные акции в германских универ- ситетах в годы Третьего рейха. События в Вартбурге в лирико- мистическом духе с националистическим акцентом воспел Р.Вагнер в своей опере “ Тангейзер”. Другая опера Вагнера “ Нюрнбергские мейстер- зингеры” служила непременным музыкальным апофеозом нацистских партийных съездов и объязательной для прослушивания нацистской элитой. (Поляков Л. “ История антисемитизма” Изд, Гошарим , Москва- Иеруcалим , 1998 с. 134-135 ; Пленков О. “ Третий рейх. Арийская культура.” Изд. Нева , Спб. 2005 с. 113)
9 Карсавина Т. “ Театральная улица. Воспоминания.” Изд. Центрполтграф , Москва , 2009, с.232.
10 Опера “ Аида “ Д. Верди. Постановка Метрополитен опера , театральный сезон 1989-1990. Спектакль награжден ЕММУ. (DVD)
11 Давыдова М. Джакомо Мейербер. Изд. Блю энд уайт, 1987, с.88. Жесткова О. Автореферат диссертации Творчество Дж. Мейербера и развитие французской большой оперы.(17.0002 Казань, 2004 РГБ ОД, 61:04-17/170) c. 6.
12 Речь идет о первой симфонии Д.Шостаковича. (Шостакович Д. “ Исследования и материалы. “ Выпуск 1, Изд. DSCH, Москва,2005 с.139.
13 Вскоре прах Глинки был перезахоронен на кладбище Алек- сандро- Невской лавры в Петербурге. После смерти Глинки его сестра Л.Шестакова способствовала изданию в Берлине четырех увертюр брата с посвящениям их Мейерберу, Берлиозу, Листу и Дену. ( “ Записки М.

И.Глинки.” Изд. Гареева , Москва, 2004. сс 235, 259, 389).
14 Braun William. “What ever happened to Meyerber”. “Opera news”. Published by metropolitan opera quild. August, 2010 vol. 75. #2. сс.20-23.


6 марта 2019 года