Анастасиади Ирина. Несущие свет Знания

   Чем была бы наша жизнь, если бы на свете не существовало Знания, трудно ответить. А вот откуда оно ведёт свой путь, стоит вспомнить, вернувшись к истокам мудрости, вновь вспомнив тех, кто навсегда озарил нашу жизнь светом Знания. И именно в связи с этим, хочется вспомнить об Орфее. Эсхил[1] в драме «Агамемнон» упоминает об Орфее, как о поэте и музыканте, «который зачаровывает всё сущее». Имя Орфея записано на мраморных табличках IV века в сокровищнице сикионцев[2] в Дельфах, что сам по себе факт знаменательный. Ведь Дельфы[3] сохранили для потомков исключительно тех, кто сумел прославить своё имя. 
   Истории доносит до нас картину снисхождение Орфея в Нижний Мир, которым правил Аид. Не знаю, как вы, но, когда я впервые прочла эту историю в свои десять лет, я подумала: разве возможно писать о том, чего никогда не существовало? И ни в детстве, ни в более взрослые годы, я не верила, что древние народы хранили эти устные сказания о героях, живших задолго до них, единственно для развлечения. Не те это были эпохи, чтобы бережно хранить каждое дошедшее до них устно сказанное слово, и передать его своим современникам без веской на то причины.
   И действительно, археологи давно уже указали на то, что предания, дошедшие до нас в виде мифов и сказаний, действительно происходили, и доказали это артефактами. Об этом говорят и наскальные рисунки самых древних народов мира, и те мифы, которые дошли до нас в устном или в письменном виде. Это и глиняные таблички Шумеров, и «Веды» Древней Индии и мифы Древней Греции. Угодно ли нам закрывать глаза на очевидные факты истории, но всё, что описано древнейшими народами в письменном виде, или дошедшее до нас в устных сказаниях, происходило на самом деле. Остаётся только правильно объяснить описанные факты.
   Вспомним, что Орфей был не только певцом, но и основоположником религиозной теории. А его единомышленник, знаменитый математик Древней Греции Пифагор[4], облёк теорию великого Знания в материальную суть цифр. И эта его работа была названа в Греции «Тайный код Пифагора» «Ο μυστικός κώδικας του Πυθαγόρα». К сожалению, данная научная работа Пифагора был почти полностью утеряна, пока несколько лет назад наш современник, гениальный учёный Греции не воссоздал знаменитые теории Пифагора. Имя этого легендарного человека – Иппократис Дакоглу. Это человек, написавший множество книг, среди которых «Ο μυστικός κώδικας του Πυθαγόρα και η αποκρυπτογράφησης της διδασκαλίας του».
   В греческой мифологии Орфея считали сыном фракийского речного бога Эагра[5] и музы Каллиопы[6]. Впрочем, некоторые источники настаивают на том, что его отцом был сам Аполлон. Но, кто бы ни был отцом этого гениального человека, Орфей был человеком, наделённым магической силой исцелять искусством, которому покорялись не только люди и природа, но даже Боги.
   Вспомним, что Орфей участвовал в походе аргонавтов. В «Аргонавтика»[7] (стихи 414-444) в частности рассказывается, как Пелевс (отец Ахиллевса) просит аргонавтов сделать остановку недалеко от Пилио[8], чтобы перед походом он смог проститься с сыном, которого он отдал на воспитание к знаменитому кентавру Хирону[9]. И вот, в доме прославленного целителя, на симпозиуме за столом, где велась философская беседа, Хирон вызвал Орфея на музыкальный поединок. Когда запел Орфей, замерли очарованные люди, птицы и звери, замерла сама природа. В «Птицах» Аристофана[10] сохранился этот знаменитый гимн Орфея, который он спел на этом симпозиуме. И чуть ниже мы попробуем разобраться со словами и значением этого гимна.
   Ну и конечно, все помнят, что Орфей был счастливо женат на Эвридике. И, когда она внезапно умерла от укуса змеи, он, недолго думая, отправился в царство Аида, чтобы вернуть её на Землю. Но вот тут хотелось бы поговорить об ошибках горе-переводчиков, приведших сначала отдельных учёных, а потом и всю науку, к ложному представлению об информации, дошедшей до нас из глубины веков. В древнегреческих мифах нет никакого упоминания об Аде. Это слово появилось в переводах: Аид (Άδης) был правителем Нижнего Мира (Κάτω Κόσμος). А о том, что Нижний Мир существует на самом деле, вновь заговорили современные учёные, которые нашли туда даже несколько входов. Я сама знаю, что на Тиносе, где я живу, тоже существует спуск в Нижний Мир.
   Итак, Орфей спустился в Нижний Мир, и покорил Аида[11] и Персефону[12] своим искусством. По счастливому стечению обстоятельств, благодаря великому учёному Греции, Иппократису Дакоглу, сумевшему восстановить музыку, которой лечил Орфей и которую записал Пифагор (Η Πυθαγόρεια μουσική των άστρων) можно эту музыку послушать. Она есть в Youtube.
   Когда завороженный игрой, Аид обещает вернуть Эвридику на землю, он ставит Орфею условие: ни в коем случае не оглядываться на жену, прежде чем она выйдёт из Нижнего Мира. Счастливым Орфей покидает правителя Нижнего Мира и идёт по долгим подземным коридорам. Но, не слыша за собой шагов жены и терзаемый тревогой, он нарушает запрет, и оборачивается. И тут же Эвридика исчезает. И теперь Орфей вынужден уже навсегда примириться со своим горем.
   Но, на мой взгляд, самое интересное в истории этого героя – вовсе не эта неудачная попытка вернуть жену, а факт того, что после посещения Нижнего Мира, он начинает проповедовать новую религию. Причём таинства, которым он обучал своих адептов, связаны с культом Бога Света Аполлоном. Примечательно, что среди зафиксированных историей сошествий в Нижний Мир, сошествие Орфея стало наиболее популярным. Наверное, из-за того, что согласно Еврипиду[13], Орфей «явил свет сокровенных таинств». Орфей придавал огромное значение очищению, а техника очищения (κάθαρσης) была той, которую всегда проповедовал Аполлон. (Меж тем, остров Тинос, находящийся как раз напротив Делоса, и был местом, где происходило очищение прямо перед тем, как паломники приобщатся к Знанию-Свету на Делосе. Знаменательно, что на Тиносе очищение происходит по сей день).
   Дабы понять учение Орфея, необходимо сначала сделать правильный перевод его гимнов, в которых рассказывается о сотворении Мироздания. Иппократис Дакоглу в своей работе «Создание Мироздания по Пифагору» (Ιπ. Δάκογλου. «Δημιουργία του σύμπαντος κατά Πυθαγόρα») произвёл анализ нескольких строк, уцелевших в «Птицах» Аристофана. Приведу вам оригинал, мой перевод на русский и анализ гимна.
Χάος ήταν και νύχτα και σκοτάδι βαθύ
Πλατύς Τάρταρος
Τριγύρω γη και αέρα δεν είχε,
Δεν είχε και τον ουρανό
Στους Άφαντους κορφούς του
Άπυρου πρώτα– πρώτα η μαυρόφερθη
Νύχτα και να, μόνη αυγό στους ταρτάρους του μέρος
Και από εκείνο τον αυγό καθώς ήλθε
Ο καιρός οθυνός επρόβαλε ο Έρως.
Хаос был, и Ночь стояла и темнота сгустилась
И Тартар широкий.
Вокруг ни земли, ни воздуха,
Ни даже атмосферы
И на мутных вершинах беспредельности
сначала Ночь стояла чёрная
И вдруг, в среде Тартара возникло яйцо
И из этого яйца явился Эрос едва час настал.
   Итак, всё сущее произошло, когда Хаос преобразился и из него появилось Хронос-Время и выскочил Фанис. Причём Фанис приравнивается к Эросу: одновременно притягивает и отталкивает. Яйцо здесь – это зарождающаяся жизнь, которая, впрочем, не может быть оплодотворена. И вот тогда появляется Монас (Μονάς). И соответствует духу, энергии эфира.
   Вопрос о том, когда на Земле появилась жизнь, всегда волновал учёных. Ответы на него содержатся в священных писаниях практически всех религий. Орфизм исходил из древнего дуализма[14]: противостояния света и тьмы, порядка и хаоса. И прежде всего первая диада – Аполлон, олицетворяющий Свет, единство и стройность, и Дионис, олицетворяющий Смерть многообразие и раздробленность. Вторая диада это женское, естество и оплодотворяющая сила Диониса:
Два начала в мире
Суть главные.
Одно – Деметра-мать
(она же Земля. Как хочешь называй) ...
Её дары дополнил сын Семелы (Дионис)
   В то же время в орфизме царит идея верховного Единства. Это обожествлённая стихия, мировое Лоно, именуемая Кроносом, Временем. Как мы уже говорили, Кронос породил и светлый Эфир неба и клокочущий Хаос. Из них родилось космическое яйцо, которое содержало в себе все зародыши Вселенной. Этот образ характерен для большинства древних Знаний. О космическом яйце говорят Риг-Веда и Упанишады, Книга Мёртвых и китайские мифы. Все они утверждают одно: мир не Творится, а рождается. Когда гигантское яйцо раскололось, из него вышел сияющий Протогонос, (Первородный) – бог, объемлющий собой всё природное многообразие.
Могучий Первородный, зов услышь,
Двойственный, яйцерождённый, в эфире
Блуждающий, могучий рёвом бык,
На золотых крылах своих просветлый,
Живой родник племён богов и смертных.
Неизречённый, скрытый, славный, власть имущий,
Цвет всех сияний, всех цветов и блеска.
Движенье, сущность, длительность и самобытность,
Ты от тьмы освобождаешь взор;
Протогонос, могучий, Первородный,
Всемирный свет, небесно-сияющий,
Ты, вея, чрез Вселенную летишь.
   Шестой орфический гимн
   Геосид в своём труде «Рождение Богов» («Θεογονία» του Ησίοδου) рассказывает как из Земли вышло племя титанов Их вождь Кронос-Время оскопил своего отца Ураноса, и стал поглощать своих детей. И тогда дети под предводительством Зевса восстали против своего отца и, в конце концов, победили. Но на этом кончается сходство Орфической и Гесиодовой теории. Орфики учат, что поглотив Первородного, Зевс стал тождественным ему, являющийся во многих ликах:
Зевс – первый, Зевс же и последний, Громовержец.
Зевс – глава, Зевс – середина, из Зевса же всё создано...
Зевс – основание земли и звёздного неба...
Зевс – корень моря, он – солнце и вместе с тем – луна.
Зевс – владыка, Зевс сам – всему первородец,
Единая есть Сила, единое Божество, всему великое Начало.
   Меж тем, от связи Зевса с Персефоной рождается Дионис-Загрей[15]. Для орфиков он – ипостась Зевса, его мощь. Таким образом, Дионис есть Зевс, а Зевс есть Первородный. Формула, разительно напоминающая изречения фиванских, халдейских и индийских жрецов: «И Зевс и Аид, и Солнце и Дионис – едины».
   Однажды титаны напали на Диониса и растерзали его. Семь кусков тела они поместили в треножный сосуд, сварили, поджарили и съели. Осталось нетронутым лишь сердце Диониса, то есть сама сущность Бога. Титаны, вкусившие его плоть, были испепелены молниями Зевса, и из этого пепла, смешавшегося с кровью Бога, как раз произошёл человеческий род, который и отличается дерзостью титанов и страдальчеством Диониса.
   Судьба же его сердца в разных мифах описана по-разному. Особенно интересна версия, где Деметра собрала части ребёнка и возродила Загрея. И он призрачно существовал в Нижнем мире до тех пор, пока Дионис не воссоединился с ним, во время своего сошествия. Примечательно, что Аида называют Загреем. В орфических учениях, собравших воедино знания о Вселенной, сходятся знания древнейшей Греции.
   Шумеры[16] объясняли происхождение Вселенной так: вначале всё мировое пространство было заполнено водами великого океана, не имеющего ни начала, ни конца. В недрах этого великого океана таилась праматерь всего сущего, Намму. И вот в чреве Богини Намму возникла гигантская гора, имевшая форму полушария. На верхушке полушария родился и поселился Бог Ан, а внизу на плоском диске, плававшем в океане, лежала богиня Ки. Они были неразрывно соединены друг с другом. От брака Ана и Ки родились семь старших Богов и Богинь, самых мудрых и самых могучих. И стали править всем миром. Всё сущее стало подвластно им. Без их воли даже старший сын Ана и Ки – Энлиль не решался распоряжаться стихиями и устанавливать мировой порядок.
   Боги и Богини вступали в браки, у них рождались дети, и всё тяжелее им становилось в тесных объятьях небесного отца Ана и Матери-Земли Ки. Они рвались на простор и просили у своего старшего брата Энлиля освободить их. И тогда Энлиль решился. Медным ножом надрезал он края небосвода. Бог неба Ан со стоном оторвался от своей супруги, богини земли Ки. Великая мировая гора с треском раскололась. Плоский диск, на котором лежала богиня земли, остался на поверхности первобытного океана, омывавшего его края, а крыша мира – огромное оловянное полушарие – повисла в воздухе. Так небесный праотец и мать–земля были навеки разлучены друг с другом. Ан остался жить на верхушке оловянного свода и никогда уже не спускался вниз к своей супруге. Хозяином на земле стал Энлиль. Он основал в самой середине земного диска город Ниппур и поселил там Богов и Богинь. Огромное пространство, которое образовалось между землей и небом, было предоставлено им.
   Освобождённая Энлилем земля вздохнула. Тут и там поднялись высокие горы, и с их склонов потекли бурные потоки. Орошённая почва произвела травы и деревья. Семья богов увеличивалась и под руководством Энлиля наводила порядок на огромных просторах Вселенной.
   А вот что говорят индусские источники:
   В океане, у которого не было ни глубины, ни ширины, ни поверхности, ни дна, плавало чудесное золотое яйцо. В этом яйце спал и набирался сил Брахма. Наконец настало время пробуждения. Самой первой у древнейшего из богов проснулась мысль. Сила мысли Брахмы была так велика, что разделила космическое яйцо. Одна его половинка стала сушей, другая – небом, между ними возник воздух.
   На небе Брахма поместил звёзды. А на земле появились горы и равнины, реки и моря. Из дыхания Брахмы возникли духи-асуры, добрые и злые. С каждым выдохом их становилось всё больше. Они построили себе крепости на небе, земле и под водою. Брахма снова напряг силу своей мысли и стал рождать богов. Старшим был Маричи, рождённый из души Творца. Сыном Маричи был мудрый Кашьяпа, от которого произошли Боги, демоны и люди, птицы и змеи, исполины и чудовища, жрецы и многие другие существа населившие небеса, землю и подземные миры.
   Седьмым сыном Брахмы был Дакша. Он вышел из большого пальца на правой ноге Прародителя. Из пальца на левой ноге у Брахмы родилась дочь; имя её – Вирини. Она и стала женой Дакши. У них было пятьдесят дочерей, коим определено было стать жёнами Богов и великих мудрецов. У третьей их дочери Адити родились двенадцать светлых сыновей – адитьев, великих богов. Варуна, бог океана, Индра, бог грозы и грома, Вивасват, бог солнца, которого называют также Сурья, были могущественнейшими из них. Но всех превзошёл славой младший из сыновей Адити, Вишну, Хранитель Мироздания, владыка пространства. Издревле сыновья Дити и Дану – Асуры – были врагами Богов, сыновей Адити. И борьба между Асурами и Богами за власть над Вселенной длилась много веков, и не было конца их вражде. Потом Брахма создал жизнь на земле: людей, растения, животных, птиц, насекомых. Всем этим миром Брахма поручил управлять Богам.
   А вот египетский миф о сотворении мира: вначале существовал Хаос. Из него появился бог солнца Ра. И создал из самого себя первую пару богов – Шу (воздух) и Тефнут (влагу). От тех родились Геб (земля) и Нут (небо). У Геб и Нут было четверо детей: Осирис, Исида, Сет и Нефтида. Ра в своей ладье каждый день проплывал по небу. А каждую ночь бог солнца совершал полное опасностей путешествие по подземному миру, где должен был победить олицетворение мрака и тьмы – змея Апопа, чтобы утром снова появиться на небосклоне.
   Осирис, заняв трон после своего отца Геба, правил честно и справедливо. Но злой брат Осириса, Сет однажды решил убить Осириса. Он сделал саркофаг и хитростью убедил брата лечь туда. Затем захлопнул крышку, запечатал саркофаг расплавленным свинцом и бросил в воды Нила. Тогда Исида пустилась на поиски супруга. Она нашла саркофаг и доставила его домой. Сет был вне себя от ярости. Он изрубил тело брата на 14 кусков и разбросал их по всему Египту. Но Исида отыскала все куски и погребла останки мужа. А Бог Ра сделал его повелителем подземного мира и судьей умерших.
   Наверное, не нужно и указывать на все почти под кальку написанные Знания о самых ранних эпохах мироздания. Как вы и сами видите, меняются только имена Богов.
   Но, возвращаясь непосредственно к нашей теме, надо отметить, что с Орфизмом людям было возвращено древнее Знание. Чтобы вернуть ищущих Истину к её истокам, была разработана и стала применяться посвятительная традиция элевсинских мистерий, в центре которых снова появились божества, познавшие и победившие смерть. Подобные божества были ближе к человеку. Они пеклись о духовном развитии человека. Таким образом, сохранив эзотерические доктрины религия вернула человечеству и методы спасения души.

1 Эсхи́л (Αἰσχύλος, 525 до н.э. — 456 до н. э.) — древнегреческий драматург, отец европейской трагедии.
2 Сокровищница сикионцев была построена около 500 г. до н. э. В ее фундаменте были найдены остатки других двух зданий: толос Афины Пронеи, построенный около 580 г. до н. э., и второе здание, построеное около 560 г. до н. э.
3 Де́льфы (Δελφοί) — древнегреческий город в юго-восточной Фокиде. Всемирный религиозный центр с храмом и оракулом Аполлона. Был назван в честь сына Аполлона - Дельфа. С начала VI века до н. э. и вплоть до конца IV века здесь проходили общегреческие Пифийские игры. Греческое слово Δελφοί восходит к индоевропейскому корню δελφύς — «матка», «лоно», «утроба». По убеждениям древних греков, неподалёку от храма Аполлона находился Пуп Земли.
4 Пифагор Самосский (Πυθαγόρας ὁ Σάμιος, «пифийский вещатель» 570—490 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.
5 Эа́гр (Οἴαγρος) — в древнегреческой мифологии бог одноимённой реки во Фракии. Потомок Атланта через Алкиону. Супруг музы Каллиопы и отец Орфея.
6 Каллио́па (Καλλιόπη) — «красноречивая». Муза эпической поэзии, науки и философии.
7 «Аргона́втика» (Αργοναυτικά) — поэма Аполлония Родосского, написанная в первой половине III века до н. э. и ставшая единственной сохранившейся эпической поэмой эллинистической эпохи.
8 Пелион (Πήλιο) — гора на юго-востоке Фессалии, между бебейским озером, пагассийским заливом и Эгейским морем. На этой горе обитали кентавры, в том числе мудрый Хирон. К югу от горы находится легендарный Иолк, родина Ясона.
9 Хиро́н (Χείρων)— кентавр, сын Кроноса и Филиры, и наделённый бессмертием. Его женой была Харикло, а дочерью — Гиппа. Хирон был учеником Аполлона и Артемиды и свою очередь учил многих героев-полубогов.
10 «Пти́цы» (Ὄρνιθες) — комедия Аристофана. Поставлена на Великих Дионисиях в 414 году до н. э.
11 Аи́д (Ἀΐδης или ᾍδης) — Бог подземного царства мёртвых. Старший сын Кроноса и Реи. Супруг Персефоны.
12 Персефо́на (Περσεφόνη) —Богиня плодородия и правительница царства мёртвых. Дочь Деметры и Зевса, супруга Аида.
13 Еврипи́д (Εὐριπίδης) 480-е —406 до н. э.— древнегреческий драматург, крупнейший представитель классической афинской трагедии. Написал около 90 драм, из которых до нас дошло 17 трагедий и сатира «Киклоп».
14 Дуализм (двойственный) — термин, имеющий несколько значений в истории человеческой мысли. Пересечение двух фундаментальных классов вещей или принципов, взаимовлияющих друг на друга, но не меняющих свою структуру.
15 Загрей (Ζαγρεύς) — божество мистерий, так называемый «старший Дионис». Согласно Нонну Панополитанскому, Зевс посетил Персефону в виде змея, и та родила ему рогатого младенца Загрея, то есть Диониса. На монетах 4 в. до н. э. из Праса встречаем изображение женщины, ласкающей Зевса-змея, в ней нетрудно узнать Персефону.
16 Шуме́р—Возможно, первая цивилизация в мире. Область Южной Месопотамии. Наиболее древние тексты из его городов Урук и Джемдет-Наср датируются примерно 3300 до н. э. Ранние формы клинописи появляются ок. 3000 до н. э.

Литература:
Платон. Государство II 363с, X 620а
Платон. Собрание сочинений. М., 1990– 94. В 4 т. Т.3. С.569
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 77, 3
Эсхил. Агамемнон, 1629– 1630
Пиндар. Пифийские песни IV 175;
Аполлоний Родосский. Аргонавтика I 24– 34;
Гигин. Мифы 14 (с.23)
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 25, 3
Лактанций. Божественные установления I 22, 15
Павсаний. Описание Эллады III 13, 2, 20, 5
Гигин. Астрономия II 7, 3, XI 1– 41 XI 67– 84
Плутарх. Почему божество медлит с воздаянием