Кураш Владислав. Документализм


   Документализм (художественный документализм) – художественное направление в литературе, в основу которого положено создание документа, отражающего ту или иную особенность действительности.
   У истоков документализма были такие писатели, как Иван Гончаров, Александр Герцен, Фёдор Достоевский, Антон Чехов, Джеймс Джойс, Дэвид Лоуренс, Максим Горький, Эрнест Хемингуэй, Френсис Фицджеральд, Владимир Набоков.
   Первые предпосылки документализма возникли в 40-х годах ХХ века. Документализму предшествовала очерковая литература.
   К документализму в отечественной литературе обращались такие писатели, как Илья Эренбург, Михаил Шолохов, Борис Полевой, Андрей Платонов, Александр Фадеев, Константин Симонов, Владимир Тендряков, Александр Солженицын, Владимир Максимов, Варлам Шаламов.
   Документализм, как термин, появился только в начале ХХI века. Его предложила Светлана Замлелова. 
   Для документализма характерно скрупулёзное описание мелких деталей, черт и подробностей, не имеющих непосредственного отношения к описываемым событиям, но на самом деле, по мнению писателей документалистов, играющих огромную роль в тексте. Портретные описания персонажей в документалистических произведениях, как правило, отсутствуют, опускаются, уходят на второй план или же всплывают в финальных частях произведения, не несут смысловой нагрузки, благодаря чему читатель может принимать активное участие в повествовании. Чаще эта нагрузка ложится на более глубокое описание духовного мира героя, его чувств, переживаний, размышлений. Сюжет произведений обычно строится на исчерпывающе максимально детальном, хронометрическом описании событий или действий героев. 
   Для документализма характерно опускание, выбрасывание, отсутствие, сокращение отдельных частей или фрагментов произведения, что заставляет читателя самого додумывать то, что от него скрыто. Излюбленные приёмы писателей документалистов – недосказанность, боковой взгляд, принцип айсберга, скрытый подтекст, приём «хронография».
   Среди современных представителей документализма – Светлана Замлелова, Джон Маверик, Владислав Кураш.
   Типичными постмодернистскими примерами документализма являются очерк Светланы Замлеловой «Десять кругов ада», рассказ Джона Маверика «Пчёлка», рассказ Владислава Кураша «Особо опасный». Художественный документализм базируется на одиннадцати принципах.

Принципы художественного документализма 

1. Достоверность художественного образа.
2. Лаконизм. Для создания полновесного достоверного художественного образа достаточно минимального набора средств художественной выразительности.
3. Единство типизации и индивидуализации художественного образа.
4. Характер выступает центральным, главенствующим образом художественного произведения.
5. Детализация художественного образа. Каждая деталь важна для создания полновесного достоверного художественного образа.
6. Предметом художественного изображения является человек и окружающий его мир.
7. Идейное содержание является неотъемлемым компонентом художественного произведения.
8. Художественное произведение является системой ценностных ориентаций. Познавательная, воспитательная и эстетическая функции художественного произведения.
9. Пафос художественного произведения. Эмоциональность является стержневым важнейшим элементом любого художественного образа, любого характера и всего художественного произведения в целом, самым эффективным средством воздействия на читателя.
10. В основе любого художественного произведения лежит художественный вымысел, который является авторским способом отражения действительности.
11. Документализм. Всякое художественное произведение является своеобразным документом, в художественной форме фиксирующим те или иные черты действительности.