Нахальство – это у меня. Я вот берусь сейчас, читатель, у вас на виду показать, что испанские этюды Сурикова – это произведения ницшеанца.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjIjLF1gXDjr5J7s-0RGag4UsYV_5DI_qsmO6UeKqrMKVUl543rY8A2oJbCrhOYkPZAIyJNQAl1dQd1N8IkuBDKT1Vg_X_WwyI-aJJHIPD0LZ2wLkeEP9YNxjQXQg6ilao83LlqmiCKb14/s320/333.jpg)
Суриков. Севилья. Альказар. 1910.
Рядом с репродукцией, с которой я это скопировал, написано: стиль – реализм. А какой, к чёрту, реализм, когда невозможно, чтоб небо в Испании было фиолетовым.
Нет, я нашёл фиолетовый кусок неба на единственной фотографии с испанским альказаром, но вообще на всех фотографиях небо там или ярко-, или бледно-голубое.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhxMeNVk6hKeZhCUe7CXLgv_tc4LS4QHvHxfUnw4_1zMFZSNfkamIHAeJdKNcY0j_Z6YmNscwW2-wdBriOyhKUar7bPkVqwFkGq6DfV7hyphenhyphenJjLCVtK-V8StHt2ijncjkZ33bfcCPV5vG0yU/s1600/333.jpg)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEimKeSJ7ninMGXTHPJ2h6Crifo6dHauMobUDtcviJcOvDhkJtcD93Hy6ArT63-IgaG09nkZWqiA1O7EGXGNcyFYi7HF6CbadqaHLdoWcCBVZXp9ZtfXs5t-E7wanlsw2-yEwNVnK4mdNow/s1600/333.jpg)
Суриков допустил произвол. А произвол запросто приводится к ницшеанству.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjpzGV10n06nPENr7bbFqbQU2poY1VdviYhlneTaTUV9vz1Zt0Oj0CHp8D3zqQBkOW0s7T9E6JR4MMX2VzEHhEbwT6ApbC-YeaK8Cl6fZIDXtS7RTjdzqvsibScGW-yTe86ckbr2rEH3m4/s320/333.jpg)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiEaQFSJiL-i0cec7_y3B3SuILYfL7uPrKwoDRBF1zAgLPN_rBBTgDnM2s8KgyErgmFc-dCYXhFRMA9W4ltWwX1glHCqGFI5Wgeb4R39UvDEmURx5EiJji1d7w_J7-JRg6yfyW-h68OQTA/s320/333.jpg)
Суриков. Севилья. 1910
И тут – буйство в раскраске домов. Оно-то, да, в натуре существовало, но это соответствовало сокровенному в Сурикове.
Вот, что он писал о себе:
«Палачей дети любили, — вспоминал он. — Мы на палачей, как на героев, смотрели. По именам их знали: какой Мишка, какой Сашка. Мы на них с удивлением смотрели — необыкновенные люди какие-то. Вот теперь скажут — воспитание! А ведь это укрепляло. И принималось только то, что хорошо. Меня всегда красота в этом поражала, — сила. Черный эшафот, красная рубаха — красота! И преступники так относились: сделал — значит, расплачиваться надо. И сила какая бывала у людей: сто плетей выдерживали, не крикнув. И ужаса никакого не было. Скорее восторг. Нервы все выдерживали» (https://artchive.ru/publications/3143~Shtrikhi_k_portretu_Kak_Vasilij_Surikov_vygnal_L'va_Tolstogo_i_esche_9_zanimatel'nykh_istorij_o_surovom_khudozhnike_iz_Sibiri).
Так вот нельзя верить словам живописца – они не часть его картины. А его картины выражали «жуткое приятие Зла ради его красоты» (http://art-otkrytie.narod.ru/benua2-24.htm). И это-то можно почуять в его прямой речи, но не прочесть впрямую. Потому что подсознательный идеал (ницшеанства) сознанию художника не дан.
(Кстати, именно из-за эстетизации Зла оказалось ненужным рисовать повешенных в «Утре стрелецкой казни».)
Вот раскованность цвета в Испании Сурикову и была по душе по той же причине – сродство с подсознательным идеалом.
Но самое занятное, что я этот экскурс к Сурикову задумал для поиска, как его зять, Пётр Кончаловский, путешествовавший с ним по Испании, в частности, пришёл в «Бубновый валет».
Дело в том, что такое название было завуалированным именованием себя мошенниками. А вот уже несколько художников из этого объединения: Фальк, Лентулов, Машков, - оказались для меня выразителями поздсознательного пробуддизма. По экстремизму и индивидуализму пробуддизм родственник ницшеанству. Просто один – пассивный, а другой активный. И оба внеморальны. Жуткое приятие Зла ради его красоты.
Активный злостник Суриков должен был не устраивать потенциально пассивного злостника Кончаловского. Вот как это описал Кончаловский:
«Первоначально я написал «Бой быков» (1910 года.) совсем реально, — Суриков считал эту вещь замечательной по жизненности передачи, а мне не нравилась она. Хотелось сделать быка характернее, не таким, каким все его видят, а похожим на примитив, на игрушку. Я всегда любил народное искусство. Помните этих троицких игрушечников, которые всю свою жизнь резали из дерева какого-нибудь игрушечного медведя с мужиком. С какой простотой и силой передавали они самое существо зверя и человека, пуская в дело элементарнейшие средства, все сводя к двум-трем характернейшим деталям. Вот так именно, «по-мужицки», «по-игрушечному» и хотелось мне дать быка во время боя. Хотелось, чтобы он казался не то игрушкой, не то самим «дьяволом», как изображали его в средние века в церковных притворах. Таким я и переписал его. Суриков, помню, считал, что я ошибся, и все жалел прежнего быка, а мне новый нравился больше» (https://art.mirtesen.ru/blog/43876661593/Pyotr-Konchalovskiy?nr=1&utm_referrer=mirtesen.ru).
А верить живописцу на слово о своей вещи нельзя. Искусствовед чует лучше. Я беру опять слова Есауловой, как и для Машкова (см. тут), и вытаскиваю то, что мне нужно:
"… ужасны, но они не страшны" (https://artchive.ru/pyotrkonchalovsky/works/379581~Bullfight).
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhxD_zBjQbogySNSf4jwhj8YM1R7WaT2JFJvQAfdVG5y1iBjzg27uMyUk8x1BU6VnlgkpuPwFYkqNiS2KWZiLqHMEdFHTBBJXohDuRurn3OUKYrEhhmPlDQv0ZYIAOhvzy81onHlEsNL9k/s320/333.jpg)
Кончаловский. Бой быков. 1910
Натуралистичное изображение было – жуткое приятие Зла ради его красоты, было активным демонизмом, «дьяволом» и нравилось Сурикову. А ненатуралистическое – делало активный демонизм пассивным, ужасным, но не страшным, «не то игрушкой, не то самим «дьяволом»».
Чернота ужасна сама по себе, чёрный бык – тем паче, но… когда у него ноги, как у плюшевой игрушки… На фото у быка не так стоят ноги.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEj0Ha1s12C0TXAtkZkQsSZh5gdLKwhcX-chUA2a2H6tbBYciQdtDb-k4GKjFp5si9hqt6P5vDyOhFLXDxERs40n0KR4rGtoYkYqc3VIdF_G-SO1oFNCNjazi22nPydTxvOv2m4OJFp_v68/s1600/333.jpg)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjpZXvEumMgh9kmSUhzl-NzVDrBkVGRR_oipbACH0JNVOxEGRvvhfhJx8HpSrs1mXUaZ4hy0WP-HONwc1dH7xVOsxKE0INjxBF8N8WGeGQK4ggqYzlCXPgjBq3ijA4LJXi6ChGV6x_glcc/s1600/333.jpg)
Точно то же – с другими ужасными, но не страшными картинами.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhH91AkGRxtcLG3gtofi_2w-GN8cK4yEngZXIDXSBg03Bjdo7xGg1Hx5wQ3f70FFDoZoWze6z_iaQkXpmzxg2KHMwyvJzB6htpUWhRAlHw0rpaILNVxi5UNETz0so8BumWLl2XXCxO5lvg/s320/333.jpg)
Кончаловский. Портрет художника Г. Б. Якулова. 1910
Уж какие страшные чёрные глаза и смотрят как неприятно-пристально, и хищный нос, и дьявольски острые уши, и смертоносное холодное оружие, и мрачная стена. А не страшно. Он комичный. Улыбается. Чистюля. Оружие не в руках же.
Так и хочется сказать, что столкновение страшного с нестрашным даёт в результате ноль чувств. Что, собственно, и есть пробуддизм.
И ни у кого из бубновалетовцев вы этого или однокоренного слова не найдёте в высказываниях. Потому что это – в их подсознании.
4 октября 2019 г.