Интервью с Даной Курской
Для меня каждая книга, изданная в «Стеклографе» является главной и единственной в своём роде. Поэтому, наверное, бесконечно могу говорить о каждой из них.
В 2018 году бестселлером продаж стал легендарный роман Светланы Богдановой «Сон Иокасты». Это какая-то удивительная история вообще! Представляете, роман был опубликован почти восемнадцать уже лет назад в журнале «Знамя», журнал «Итоги» назвал его лучше прозой месяца, по нему за эти годы успели защитить несколько диссертаций, включили в обязательную программу для университетов, о нём писали и говорили – но автор всё это время был не в курсе судьбы своего собственного произведения. Светлана Богданова – чудесный человек, светлая личность, талантливейший автор – сбежала из литературной среды на долгие годы, чтобы вернуться в 2018 году и совершенно случайно узнать, что её «Сон Иокасты» живёт своей отдельной жизнью – причём совершенно мистической и блистательной! Вот это сюжет, да? Светлана Богданова и её произведения – это уникальный подарок всем нам откуда-то сверху!
В 2019 году мне посчастливилось издать сборник рассказов и повестей Сергея Бреля «Аверс и реверс». Вообще-то Сергей Валентинович всем был известен как поэт, и вдруг – неожиданно проза! И тут ещё выясняется, что автор повторил в своих произведениях эксперимент Василия Аксёнова. Тот, как вы помните, изобразил всю литературную среду шестидесятников под вымышленными именами, но с реальными поступками, в романе «Таинственная страсть». Так же и в «Аверсе и реверсе» Сергея Бреля – все герои имеют реальных прототипов. И говорит о них автор не всегда с любовью и восторгом, но зато правдиво и талантливо. Как вы думаете, какую книгу все бросились приобретать сразу после презентации? Праааавильно! Литературная общественность загорелась немедленным желанием узнать себя и своих собратьев по перу в героях рассказов Бреля. Скупают массово, не успеваю иной раз в магазины довозить! На книгу пишут рецензии, о ней говорят – это ли не показатель того, что автор справился со своей глобальной задачей?
В 2020 году «Стеклографу» выпало счастье издать книгу рассказов Милы Борн «Голодный остров». Мила живёт в Германии, это какой-то невероятный и бесконечно родной человек. Я ни разу в жизни не видела её вживую, но считаю при этом частью себя – вот насколько важным бывает общение автора со своим издателем! «Голодный остров» - это страшная история. В книге несколько рассказов, но все они по сути образуют некую общую атмосферу. Атмосферу одинокого клочка земли, дрейфующего по океану жизни и прячущего свои тайны в тёмном лесу и высокой траве. Кто населяет этот остров, никому не ведомо. Но он манит к себе усталых путников. Он зовёт. Он голоден. И это всё - о человеке. О нас с вами, понимаете? Прямо мурашки по коже, если честно. Книга ещё не вышла, а меня уже рвали на части рецензенты – всем хотелось прочесть «Голодный остров» как можно раньше. Работа с Милой Борн – это настоящий кайф, вот даже другого слова не подберу!
Ещё 2020 год принёс миру эпохальный роман Петра Ильинского «Век просвещения». С Петром мы удачно посотрудничали и в прошлом году – я издала замечательный сборник его прозы «На самом краю». Но в этом году всё получилось ещё масштабнее! Роман посвящён веку Екатерины Великой в момент эпидемии чумы. И, заметим, что написал его Ильинский задолго до событий 2020 года, а договор мы подписали с ним в прошлом декабре. То есть – никто не мог предугадать, что роман станет настолько актуальным! Литературные критики шутят: «Курская издала настольную книгу високосного года» - и, выходит, они правы. Сам по себе «Век просвещения» - произведение невероятно захватывающее, и, чего греха таить, - я была счастлива издать книгу о той исторической личности, колоссальные свершения которой вдохновляют и меня в моей деятельности.
Ну и вишенка на торте – изданная в этом же году книга любимой Нади Делаланд «Рассказы пьяного просода» уже попала в лонг-лист премии «НОС», что является для моего издательства безусловным прорывом. Надина книга – это тоже своего рода прозаический дебют, и он удался на все двести процентов из ста. «Рассказы пьяного просода» - это очень пронзительная и светлая вещь. С Надей Делаланд удивительно легко работать. Это не только один из самых лучших поэтов нашего времени, это ещё и пример настоящей человечности и душевной чистоты. Я очень люблю Надю.
Расскажите о книгах прозы, которые ожидаются в скором времени. Чем порадуете?
О, тут точно есть, чем похвастаться. Я жду совсем скоро из печати книгу Дмитрия Алкса «Дураки». Вы не представляете, как я горжусь тем, что автор доверил именно мне издать то, что станет новым словом в современном литературном процессе. «Дураки» - это мистическое сообщение миру на простом языке. Я называю автора новым Пелевиным. Меня поправляют: «Может, вторым Пелевиным?» Но он точно не второй Пелевин, он – первый Дмитрий Алкс. Он засекречен и ироничен, но он – открытый и светлый. Мне с ним необыкновенно хорошо и комфортно, потому что Дмитрий – человек профессиональный во всём. Встреча с ним и его книгой – безусловно удача в моей жизни, и я знаю, что «Дураков» ждёт головокружительный успех.
А есть у Вас мечта кого-то издать, кого издать совсем уж почти невозможно?
Очевидно, тут бы мне и сказать про мою любимую Дину Рубину. Но скажу всё-таки о другом авторе. Мой первый муж – Дмитрий Морозов – один из лучших прозаиков и поэтопрозаиков, которых я когда-либо читала. Три года уговариваю его собрать свою книгу. Но он очень занятой человек, ему всегда не хватает времени на самого себя. Вот, не теряю надежды уговорить всё-таки.
Дмитрий, если Вы нас читаете, - просим Вас всей редакцией подумать над предложением Даны!
Дана, спасибо за беседу, будем следить с восторгом за новостями и анонсами «Стеклографа»!
Беседовала Вика Бардина