Курская Дана. Проза «Стеклографа»

Курская Дана - организатор Международного Ежегодного фестиваля современной поэзии MyFest. Основатель и главный редактор издательства «Стеклограф». Главный редактор литературного журнала "ДК". Основатель Международной поэтической премии MyPrize - для авторов возрастной категории от 35 лет. Основатель семинаров MyTalk для авторов от 18 до 35 лет. Лауреат Всероссийской поэтической премии "Лицей" 2017 год (второе место). Победитель Всероссийского конкурса имени И.Рождественского (2020 год), лауреат премии "Вечерние стихи" (2014 год), победитель поэтической премии "Живая вода" (2015 год), лонг-лист международной премии "Белла" (2015 и 2017 год), лонг-лист поэтической премии «Дебют» (2015 год), шорт-лист Григорьевской премии (2016 год), лонг-лист Григорьевской премии (2018 и 2019 год), шорт-лист премии "Писатели 21 века" (2017 год), шорт-лист премии "Заблудившийся трамвай" (2017, 2018, 2019, 2020 год), шорт-лист премии "Русский Гофман (2020 год). Публиковалась в журналах "Знамя", "Интерпоэзия", "Новая Юность", "Волга", "Юность", "Крещатик", "Дети Ра", "День и ночь", "Аврора", "Москва", "Кольцо А", «Бизнес и культура», «Автограф», а также газетах "Литературная газета", "Литературная Россия" и т.д., а также на интернет-порталах «45 параллель», «Полутона», «Сетевая словесность», «Этажи», «Интерлит» и других.

Интервью с Даной Курской

Дана, Ваш «Стеклограф» известен больше как поэтическое издательство, однако в последний годы Вы всё чаще издаёте прозу. Хотелось бы как раз о прозе и поговорить. Какая книга является, на Ваш взгляд, самой главной прозаической книгой издательства?

Для меня каждая книга, изданная в «Стеклографе» является главной и единственной в своём роде. Поэтому, наверное, бесконечно могу говорить о каждой из них.
В 2018 году бестселлером продаж стал легендарный роман Светланы Богдановой «Сон Иокасты». Это какая-то удивительная история вообще! Представляете, роман был опубликован почти восемнадцать уже лет назад в журнале «Знамя», журнал «Итоги» назвал его лучше прозой месяца, по нему за эти годы успели защитить несколько диссертаций, включили в обязательную программу для университетов, о нём писали и говорили – но автор всё это время был не в курсе судьбы своего собственного произведения. Светлана Богданова – чудесный человек, светлая личность, талантливейший автор – сбежала из литературной среды на долгие годы, чтобы вернуться в 2018 году и совершенно случайно узнать, что её «Сон Иокасты» живёт своей отдельной жизнью – причём совершенно мистической и блистательной! Вот это сюжет, да? Светлана Богданова и её произведения – это уникальный подарок всем нам откуда-то сверху!
В 2019 году мне посчастливилось издать сборник рассказов и повестей Сергея Бреля «Аверс и реверс». Вообще-то Сергей Валентинович всем был известен как поэт, и вдруг – неожиданно проза! И тут ещё выясняется, что автор повторил в своих произведениях эксперимент Василия Аксёнова. Тот, как вы помните, изобразил всю литературную среду шестидесятников под вымышленными именами, но с реальными поступками, в романе «Таинственная страсть». Так же и в «Аверсе и реверсе» Сергея Бреля – все герои имеют реальных прототипов. И говорит о них автор не всегда с любовью и восторгом, но зато правдиво и талантливо. Как вы думаете, какую книгу все бросились приобретать сразу после презентации? Праааавильно! Литературная общественность загорелась немедленным желанием узнать себя и своих собратьев по перу в героях рассказов Бреля. Скупают массово, не успеваю иной раз в магазины довозить! На книгу пишут рецензии, о ней говорят – это ли не показатель того, что автор справился со своей глобальной задачей?
В 2020 году «Стеклографу» выпало счастье издать книгу рассказов Милы Борн «Голодный остров». Мила живёт в Германии, это какой-то невероятный и бесконечно родной человек. Я ни разу в жизни не видела её вживую, но считаю при этом частью себя – вот насколько важным бывает общение автора со своим издателем! «Голодный остров» - это страшная история. В книге несколько рассказов, но все они по сути образуют некую общую атмосферу. Атмосферу одинокого клочка земли, дрейфующего по океану жизни и прячущего свои тайны в тёмном лесу и высокой траве. Кто населяет этот остров, никому не ведомо. Но он манит к себе усталых путников. Он зовёт. Он голоден. И это всё - о человеке. О нас с вами, понимаете? Прямо мурашки по коже, если честно. Книга ещё не вышла, а меня уже рвали на части рецензенты – всем хотелось прочесть «Голодный остров» как можно раньше. Работа с Милой Борн – это настоящий кайф, вот даже другого слова не подберу!
Ещё 2020 год принёс миру эпохальный роман Петра Ильинского «Век просвещения». С Петром мы удачно посотрудничали и в прошлом году – я издала замечательный сборник его прозы «На самом краю». Но в этом году всё получилось ещё масштабнее! Роман посвящён веку Екатерины Великой в момент эпидемии чумы. И, заметим, что написал его Ильинский задолго до событий 2020 года, а договор мы подписали с ним в прошлом декабре. То есть – никто не мог предугадать, что роман станет настолько актуальным! Литературные критики шутят: «Курская издала настольную книгу високосного года» - и, выходит, они правы. Сам по себе «Век просвещения» - произведение невероятно захватывающее, и, чего греха таить, - я была счастлива издать книгу о той исторической личности, колоссальные свершения которой вдохновляют и меня в моей деятельности.
Ну и вишенка на торте – изданная в этом же году книга любимой Нади Делаланд «Рассказы пьяного просода» уже попала в лонг-лист премии «НОС», что является для моего издательства безусловным прорывом. Надина книга – это тоже своего рода прозаический дебют, и он удался на все двести процентов из ста. «Рассказы пьяного просода» - это очень пронзительная и светлая вещь. С Надей Делаланд удивительно легко работать. Это не только один из самых лучших поэтов нашего времени, это ещё и пример настоящей человечности и душевной чистоты. Я очень люблю Надю.

Расскажите о книгах прозы, которые ожидаются в скором времени. Чем порадуете?

О, тут точно есть, чем похвастаться. Я жду совсем скоро из печати книгу Дмитрия Алкса «Дураки». Вы не представляете, как я горжусь тем, что автор доверил именно мне издать то, что станет новым словом в современном литературном процессе. «Дураки» - это мистическое сообщение миру на простом языке. Я называю автора новым Пелевиным. Меня поправляют: «Может, вторым Пелевиным?» Но он точно не второй Пелевин, он – первый Дмитрий Алкс. Он засекречен и ироничен, но он – открытый и светлый. Мне с ним необыкновенно хорошо и комфортно, потому что Дмитрий – человек профессиональный во всём. Встреча с ним и его книгой – безусловно удача в моей жизни, и я знаю, что «Дураков» ждёт головокружительный успех.

А есть у Вас мечта кого-то издать, кого издать совсем уж почти невозможно?

Очевидно, тут бы мне и сказать про мою любимую Дину Рубину. Но скажу всё-таки о другом авторе. Мой первый муж – Дмитрий Морозов – один из лучших прозаиков и поэтопрозаиков, которых я когда-либо читала. Три года уговариваю его собрать свою книгу. Но он очень занятой человек, ему всегда не хватает времени на самого себя. Вот, не теряю надежды уговорить всё-таки.

Дмитрий, если Вы нас читаете, - просим Вас всей редакцией подумать над предложением Даны!
Дана, спасибо за беседу, будем следить с восторгом за новостями и анонсами «Стеклографа»!


Беседовала Вика Бардина