Мы с вами уже говорили о результатах завоеваний Александра Македонского и тенденциях космополитизма, как в вопросах осознания мироздания, так и в вопросах единства науки. И сейчас, продолжая тему Орфических таинств и Пифагоровой математики, построенной на этих знаниях, я хотела бы немного углубиться во мглу истории и осветить таинственный путь, который проделывает Судьба, подготавливая для своих бесспорных героев условия в получении Света Знания.
Для того, чтобы убедиться в этом, давайте заглянем в 332 год до н.э. Как раз в это время армия Александра Великого вторглась в Египет. Удивительно, но ему потребовалась всего неделя, чтобы войти победителем в столицу Египта, Мемфис. Именно в этом городе немного позднее он был коронован. Это было просто невиданно! Никогда ещё – ни до того дня, ни после этого, Египтом не правил человек, который не был бы урождённым египтянином.
20 января 331 года до н.э. Александр основал город Александрию, которая почти на 300 лет станет столицей для новой династии греческих царей и цариц – Птолемеев. Последней представительницей этой династии, как вы помните, была Клеопатра. Для тех, кто не знает, каким образом Птоломей стал основателем новой династии, напомним, что он был другом и сподвижником Александра Великого и после смерти царя-фараона захватил часть завоёванной Александром территории.
Но давайте вернёмся к Александру. Мой рассказ касается периода строительства города, который до наших дней будет носить его имя. В один прекрасный день, совершенно неожиданно для своих ближайших друзей, Александр вдруг, не сказав никому ни слова, отправился в западную пустыню. Никто из его сподвижников даже не догадывался, что великого человека интересует некий древний храм египетского бога Амона-Ра, и, в особенности, оракул храма, которому македонец желал задать некие вопросы.
Надо сказать, что Амон-Ра наиболее мистический из всех египетских богов. Амон был известен как «скрытый» бог. А вот Ра олицетворял животворящее солнце. Сочетание этих богов обозначало вечную и вездесущую божественную силу, скрытый и невидимый мистический свет, пронизывающий и оживляющий мир. (Помните Орфея?)
Интересно, что в поисках храма Амона-Ра, идя через пустыню, Александр вместе со своими проводниками, сбились с пути. И новоявленный фараон едва не умер. Но всё-таки спасся. И восемь дней спустя добрался до места назначения, оазиса Сива. Там жрецы храма приняли его и проводили в столь желанный ему храм Амона-Ра. Именно в этом храме Александр, по его собственным словам, испытал глубочайшее переживание в своей жизни, переживание, которое повлияло на все его поступки. Однако, никому и никогда Александр не открыл характера этих своих переживаний. А в записях храмовых писарей, до нас дошло скудное заявление, что Амон-Ра принял Александра в качестве своего сына и тот стал «сыном бога».
Я бы хотела, чтобы вы приняли это заявление себе на особую заметку. Потому, что мы имеем дело всё с тем же Знанием, о котором мы говорим и в случае Орфея и в случае с Пифагором. Не был ли единым источник, из которого черпали знания Орфей, Пифагор и Гермес? Или знания Орфея по уровню выше, чем те, что открывал людям Гермес Трисмегист? Чтобы разобраться в этом, надо, по крайней мере, понять, что происходило в мире сразу вслед за завоеванием Египта Александром Великим.
А потому поговорим о неисповедимых путях Господних. С завоеванием Александром Египта в Египет хлынули греки. И как всегда это бывает, сюда потянулись и искатели приключений, и учёные, и люди, которым были дороги знания. Многих в силу разных причин интересовали знания Египетских жрецов, славившихся особой скрытностью. К грекам они относились с презрением, считая их немногим лучше варваров. Несмотря на это, учёным-грекам удалось узнать от них кое что. Греки вообще всегда любили знания и обладали для меня потрясающим качеством – умением систематизировать знания. Именно это, на мой взгляд, является основной заслугой этой нации перед миром.
Интересным фактом является уже сама постройка знаменитой Александрийской библиотеки, где проживание и питание учёных оплачивались из царской казны. Меня особенно поразил подход греков к культуре и знаниям Египта. По приказу Александра со всех книг снимались копии и все книги переводились на греческий язык. Библиотеку обогащали так же трудами по истории всех известных в то время стран. Капитан каждого заходившего в Александрию судна, везущего на своём борту книги, обязывался отдать эти книги в библиотеку, а взамен получал их копии. По всей империи скупались и доставлялись в Александрийскую библиотеку частные библиотеки. Знания процветали.
Поначалу египетские жрецы полагали, что греки придут, разворуют всё, что можно унести, и покинут страну. Но египтяне недооценили их: греки проявляли гибкость и умело вели политическую игру. Со временем египтяне осознали свою ошибку. Греки не собирались уходить. А благодаря школам и библиотекам, которые они создали, население Египта стало обучаться греческому языку, греческой культуре, постигать греческие ценности.
На каком-то этапе египетские жрецы осознали, что их древним традициям и знаниям угрожает реальная опасность быть утраченными. И тогда они решили предпринять шаги, чтобы сохранить Знание. Для населения, воспитанного в духе греческой культуры, жрецы начали излагать свои древние учения на греческом языке. Учить и посвящать в таинства. Они даже придумали систему, которая могла существовать за пределами храмов. Так появились священные Книги Гермеса Трисмегиста (Гермеса Трижды Величайшего), о котором я хочу поведать вам. Именно потому, что его Знание считаю абсолютно идентичным тому, что проповедовал Орфей и отобразил в математических формулах Пифагор. Знание Гермеса Трисмегиста некоторые учёные считают соединением учений и таинств греческого бога Гермеса с учениями и таинствами египетского бога Тота и ссылаются на тот факт. что при храмах Тота, в Хемену, существовала библиотека, славившаяся своими книгами по магии. Особенно примечательно. Что Бог Тот впервые появляется в египетских тайных текстах в качестве проводника мёртвых, однако, вновь появляется уже как Гермес Трисмегист, проводник живых. Можно даже предположить. что Трисмегист, то есть Трижды Величайший, это и есть признание слияния Гермеса с другими двумя образами Богов.
Тайные знания в египетских храмах раньше всегда передавались от духовного отца к духовному сыну. И отныне Книги Гермеса продолжали эту традицию, не опираясь, однако, в храмовой ритуальной системе. Вместо этого появилась широкая сеть посвящённых наставников, действующих независимо друг от друга. Книги с учением Гермеса впервые появились в первом веке нашей эры, примерно в то же время, что и христианские Евангелия и поздние рукописи Мёртвого моря. Так считают самые передовые археологи мира. Учёные даже считают, что эти традиции связаны непосредственно с Александрией и царящих там культурах Греции и Египта, которые переплетались и насыщали друг друга в течение целого века.
Книги Гермеса, о которых я хочу рассказать вам, позже были собраны в ряд текстов, известных как «Hermetica» Хотя термин какой-то дурацкий. Ему больше пристало бы что-то вроде: «Учение Гермеса»… Ну да назвали, так назвали… Тут уж ничего не поделаешь! Эти книги представляют собой диалоги ученика, ищущего знания и стремящегося пережить божественную тайну и его наставника.
В поздних Книгах Гермеса познания древних египтян предъявлены в своей чистой сущности. И хотя книга полна магического и алхимического символизма, обращена она к божественной тайне, которую слова, символы и видения могут передать только до определённой степени. В конце посвящённому предстоит пройти последнее расстояние самостоятельно. И это последнее расстояние проделывается не с помощью веры или с помощью убеждения, а с помощью непосредственного Знания. Впрочем, описывать тут недостаточно, и поэтому, сразу же за моим материалом идёт сама книга. Чтобы вы сами, не опираясь ни на какие чужие мысли, смогли бы составить своё собственное мнение о Знании. Хотя, скажу вам честно, это сделать нелегко. Причин множество. И главная — это захирелость наших предположительных знаний о мироздании. Следующая — это недостаточно достоверные переводы. Чтобы дать вам понять, о чём говорит эта книга, мне пришлось сравнить и подправить несколько разных переводов.
Одна из самых кратких из этих книг известна в истории как «Божественный Пимандр Гермеса Трисмегиста». «Пимэно» по-гречески означает «пасти». «Пимэнос» (пастух) — к примеру, зовут себя служители культа христианства. Недавние исследования показывают, что это название происходит от более раннего египетского заглавия, означающего «Ум или разум Ра», бога солнца. Египетский бог Тот был одним из сыновей Ра. А текст излагает суть тайного учения. Он явственно мистичен, в нём говорится о Творце и о Сотворении Мира. Поднимается всё та же тема, что воспевал в своих удивительных гимнах Орфей.
Последователи доктрины о том, что Орфей был последователем учения Гермеса, уверяют, что не нужно удивляться существованию таких связей. Они склоняются к мысли, что в древние времена люди и их идеи легко перемещались. Греки, в частности, имели тесные связи с Египтом; в 570 г. до н.э. фараон Амасис разрешил им основать целый город, Навкратис, в качестве торговой базы в дельте Нила. Он даже позволил им строить свои собственные храмы. А задолго до этого, с 700 г. до н.э., греческий остров Самос уже поддерживал прочные торговые отношения с Египтом. При Амасисе эти отношения особенно окрепли, а купцы с острова тоже обосновались в Навкратисе. Вскоре после основания этого города, около 558 г. до н.э., на Самосе поселился, финикийский торговец из Тира, женатый на гречанке из Навкратиса. Их сыну, Пифагору, суждено было стать одним из самых влиятельных философов в истории человечества.
Выросши, он, как и многие его соотечественники самосцы, много путешествовал. Но делал это ради знаний, а не ради торговли. Он страстно изучал сакральные таинства каждой культуры, сравнивал, находил общие места. А главное – задавался вопросами. Пифагор отправился в путешествие в раннем возрасте, когда отец отправил его на учебу в Тир, в Финикию. И уехал оттуда в возрасте двадцати двух лет. Именно тогда он отправился в Египет, где многие годы жил и учился. Он даже научился читать иероглифы, что включало в себя и знания их символического толкования – загадочный вопрос, по поводу которого современные египтологи хранят странное молчание.
В 525 году до н.э. персидский царь Камбиз напал на Египет, и Пифагор, в числе многих других, был угнан в качестве пленника в Вавилон. Но он не сдаётся и даже там продолжает свои учения, на этот раз — с магом зороастры. Спустя несколько лет ему позволили уехать. Он едет на Крит, а потом в Грецию. В 518 году до н.э. он основал свою знаменитую школу, сперва в Кротоне, а позднее дальше к северу на побережье – в Метапонте, в сегодняшней Южной Италии.
Многое из того, чему учил Пифагор, было близко к учению египтян: что душа бессмертна и что мёртвые путешествуют к звёздам. Он также учил о переселении душ – о чем Геродот открыто говорит как о египетском веровании – и о памяти прошлых жизней.
Учение Пифагора было основано на вере в вечно движущуюся, вечно меняющуюся гармонию Вселенной, которая буквальным образом может быть услышана как созвучие музыкальных нот, которое сам Пифагор способен был слышать. Помните, я рассказывала вам, что астрофизик Иппократис Дакоглу (Ιπποκράτης Δάκογλου) сумел восстановить и записать музыку, которой лечил когда-то Орфей и когда-то записал Пифагор (η Πυθαγόρεια μουσική των αστρων):https://www.youtube.com/watch?v=Bm2Pn_8Oxww
Пифагор в частности говорил, что большинство других людей не способны слышать музыку Звёзд потому, что не привыкли к этому: музыка эта создается постоянным движением планет и звёзд, и она никогда не прерывается контрастирующим периодом тишины, который бы мог сделать ее более явственной. Подход Пифагора к Знанию основывался на откровении. Но чтобы получить этот божественный дар, человек должен был не только познать, но и очиститься. Прежде всего, Пифагор видел в себе целителя тела и души. Он исцелял посредством той самой музыкой звёзд (μουσική των αστρων). И в этом отношении Пифагор был весьма практичен: он не проводил никакого разграничения между ролью целителя, мага или философа. Он немало отличался от поздних греческих философов, которых занимали исключительно интеллектуальные теории. Пифагор же учил не при помощи рассудочных построений, а используя символизм, так как полагал это наилучшим средством выражения истины. К тому же такое символическое учение могло быть опубликовано и все равно оставаться тайным; уразуметь его могли только те, кто имел правильное понимание действительности.
В те годы в Египте происходят глубокие перемены. Персидское владычество с 525 по 404 год до н.э. открыло страну для влияний иных таинств – от зороастрийского до вавилонского. Минуло 200 лет после вторжения греков под предводительством Александра Великого, а империя греков уже простиралась на восток вплоть до Индии. Таким образом в греческий мир проник и индийский мистицизм – ведический и буддистский. Ко времени строительства великой библиотеки в Александрии, столице греческого Египта в третьем веке до н.э., город являлся плавильным котлом для религиозных культов. Однако, одновременно он продолжал сохранять свои собственные древние эзотерические учения, запечатлённые в «Книге мёртвых», «Текстах саркофагов» и «Текстах пирамид».
Вообще-то, у нас есть только одна возможность постичь связаны или нет все эти учения. Или они все чуть иначе, под иным углом заставляют нас смотреть на одну и ту же Истину.
Литература:
Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. Лекция X
Имре Тренчени-Вальдапфель. Орфей и Эвридика // Н.Н. Трухина, А.Л. Смышляев. Хрестоматия по истории Древней Греции. Издательство «греко-латинский кабинет». http://www.mgl.ru
Схолии к Аполлонию Родосскому. Аргонавтика I 23; Евстафий. К Илиаде X 442; Цец. Хилиады I 12 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.23
Платон. Государство II 363с
Алкей, фр. 80 Дильс конъектура // Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С.37
Ивик, фр. 27 Дильс // Примечания А. А. Тахо-Годи в кн. Платон. Собрание сочинений. М., 1990-94. В 4 т. Т.3. С.569
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 77, 3
Страбон. География VII, фр.18
Псевдо-Климент Римский. Гомилии V 15 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.431; Лихт Г.Сексуальная жизнь в Древней Греции. М., 2003. С.397
Эсхил. Агамемнон, 1629—1630. Фрагменты ранних греческих философов. Под ред. А. В. Лебедева. М., 1989.; Клавдиан. Похищение Прозерпины II Вступ. 15-28
Гигин. Мифы 273
Пиндар. Пифийские песни IV 175; Аполлоний Родосский. Аргонавтика I 24-34; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 16; Валерий Флакк. Аргонавтика I 470; Гигин. Мифы 14 (с.23)
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 25, 3
Аристофан. Лягушки 1032, реплика Эсхила; Гораций. Наука поэзии 392
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 43, 1
Дамагет. Эпиграмма 2 Пейдж
Лактанций. Божественные установления I 22, 15
Фотий. Библиотека, 186.
Гигин. Астрономия II 6, 3
Гигин. Астрономия II 7, 1
Павсаний. Описание Эллады IX 30, 5.7; Диоген Лаэртский I 5
Овидий. Метаморфозы XI 67-84
Плутарх. Почему божество медлит с воздаянием 12
Павсаний. Описание Эллады IX 30, 12
Фанокл. Любовные страсти; Вергилий. Георгики IV 523—527; Овидий. Метаморфозы XI 51-55; Лукиан. Неучу, который покупал много книг 11; О пляске 51
Филострат. Жизнь Аполлония Тианского IV 14
Платон. Государство X 620а