Воложин Соломон. Ссылка к прошлогодней статье «Авантюррра»


   Ссылка к прошлогодней статье «Авантюррра»
   Ссылка к слову «Лаэрт». Не поленитесь про- или перечитать ту статью, и вы будете приятно удивлены, какая это прелесть – пробиваться к истине через ошибки.
   *- Аналогия с Лаэртом неверна.
   Почему?
   Потому что, если вжиться, - читая Филатьева, - в обстановку и в личность Маяковского, то не получается увидеть его до такой степени разочарованным во всё-всём, как Шекспир, Гамлет и Лаэрт. Он был большевиком. Не эсером, склонным к террору. А всего лишь большевиком, а те допускали лишь эксы (экспроприации – добычу денег ограблениями). И были уверены в скором продолжении революции 1905 года. Им соответствует идеал гармонии (низкого – эксов – и высокого – освобождения от эксплуатации). Это на два шага (шаги – по типам идеалов, всегда сменяющим друг друга в одном и том же порядке) перед идеалом маньеристского типа. Ужасы окружающей жизни Маяковский, с головой ушедший в партийную работу, собственно не видел. Он был не Шекспир, который их мог представить и представить мир вокруг Гамлета гниющим нарывом. «Порвалась связь времён» - могло вырваться из-под пера Шекспира, но для юноши Маяковского катастрофа должна была случиться с ним самим, чтоб он смог катастрофическими стихами от неё отталкиваться.
   С другой стороны, Филатьев очень обосновано показывает, что охранка Маяковского сделала, по сути, предателем большевизма. Соблазнила его из революции уйти в искусство. Что он и выполнил и что было для него ужасно. Он осознал на собственной шкуре, что такое гнилая интеллигенция, предательница революции, которой она была до того привержена.
   Вот, откуда трагедия. Но она – геройская. Большевистское мнение, что революция не за горами у Маяковского осталась. И потому у него этот героизм ломки старого, понятного, пробуржуазного стиха. Это идеал не типа маньеризма, а идеал типа трагического героизма. Вот-вот и взойдёт, как пел Высоцкий через полвека. И потому не утеряна рифма: не «из кома отлитого смеха», а «из смеха отлитого кома». И потому не утерян ритм: не «И бегущим раньше», а «И раньше бегущим».
   В ненависти к соблазнившимся лёгкими деньгами выигрыша в рулетку виден образ ненависти к себе, поддавшемуся охранке и предавшему большевизм. Ненависть, как огонь, могла – «думалось» – выжечь предательство. Быстро. Немедленно. Надо только очень ненавидеть.
   Я «думалось» взял в кавычки. Потому что это не сознанием думалось, а подсознанием. И потому этак родившийся футуризм оказался художественным.

17.11.2020 г.