Гаммер Ефим. Иерусалимские фантазии


































Григорий Островский 
Из статьи “ГАММЕРИЗМ ЕФИМА ГАММЕРА” 
( Иерусалимский журнал, №7, 2001) 

   О картинах и рисунках Ефима Гаммера следует говорить как о самоценных и самодостаточных произведениях. Однако, мне кажется, еще полнее художник раскрывается в сопряжении с Гаммером - писателем и поэтом. Потому что искусство - это личность автора плюс все остальное: стиль, темы, образная система, материал и выразительные средства, техника и т.д. Но личность-то одна - неповторна и неразъемна. 
   Сам художник определяет свои произведения просто, непонятно и иронично - гаммеризм.* 
   Привычные мерки и стандарты здесь не срабатывают, и, наверное, уж лучше таинственный “гаммеризм”, чем очевидные неточность и приблизительность других определений. 
   И в графике, и в поэзии Ефима Гаммера слышится эхо “серебряного века” русского искусства, в изысканную метафоричность властно вторгаются космизм Велемира Хлебникова и хаотичные ритмы дадаизма. 
   Общим остаются универсальные качества искусства Гаммера: профессионализм в работе с материалом, графическая культура, опосредованная, а нередко зашифрованная ассоциативность образных структур, развитая фантазия, густо настоянная не столько на букве иудаизма, сколько на мистике каббалы. 

* В энциклопедии современных израильских художников его художественный стиль так и назван “гаммеризм”. См. “Лексикон”, Тель-Авив, изд-во “Акад”, 1994 (на иврите и английском).