Григорий Островский
Из статьи “ГАММЕРИЗМ ЕФИМА ГАММЕРА”
( Иерусалимский журнал, №7, 2001)
О картинах и рисунках Ефима Гаммера следует говорить как о самоценных и самодостаточных произведениях. Однако, мне кажется, еще полнее художник раскрывается в сопряжении с Гаммером - писателем и поэтом. Потому что искусство - это личность автора плюс все остальное: стиль, темы, образная система, материал и выразительные средства, техника и т.д. Но личность-то одна - неповторна и неразъемна.
Сам художник определяет свои произведения просто, непонятно и иронично - гаммеризм.*
Привычные мерки и стандарты здесь не срабатывают, и, наверное, уж лучше таинственный “гаммеризм”, чем очевидные неточность и приблизительность других определений.
И в графике, и в поэзии Ефима Гаммера слышится эхо “серебряного века” русского искусства, в изысканную метафоричность властно вторгаются космизм Велемира Хлебникова и хаотичные ритмы дадаизма.
Общим остаются универсальные качества искусства Гаммера: профессионализм в работе с материалом, графическая культура, опосредованная, а нередко зашифрованная ассоциативность образных структур, развитая фантазия, густо настоянная не столько на букве иудаизма, сколько на мистике каббалы.
* В энциклопедии современных израильских художников его художественный стиль так и назван “гаммеризм”. См. “Лексикон”, Тель-Авив, изд-во “Акад”, 1994 (на иврите и английском).