Стремковская Вера. Прорастая корнями вверх


   Осенний вечер, темень за окнами разбивается мелким холодным дождем. Новая книга не так интересна, как было обещано. По телевидению надоевший боевик.
   Без труда нашла очередную русскоязычную мелодраму, одну из многих, заполнивших интернет-пространство, и тут же увязла в ней.
   Нехитрый сюжет, вымышленные страдания героев, хорошая игра узнаваемых актеров, кочующих всем составом из одного сериала в другой…
   Чем же так увлекают эти фильмы? Нереализованным желанием прожить другую, более наполненную, яркую и значимую жизнь. Возможностью забыть на время о том, что тревожит и волнует. Ведь все так сложно вокруг, а тут, вдруг, выхватывается их пространства светлый лучик надежды, возникает чудный принц на белом коне, и решает все проблемы, окуная с головой в великую любовь и неожиданное счастье.
   В этих фильмах обязательно герой-злодей, - всем злодеям злодей, сразу видно, плохой человек. И красавица – умная, добрая, (не очень) молодая женщина, переживающая сложный период семейной жизни. Дружба крепкая, обязательно, и любовь самая что ни на есть настоящая, которой предстоит пройти испытания предательством и ложью, недопониманием и обидами, но привести героев к настоящей радости. А с ним и многочисленных зрителей, успевших уже проникнуться всей душой и полюбить страдальцев за простоту и честность, за целостность характера.
   Погружение происходит незаметно, с узнавания незначительных деталей: интерьер - точно, как у меня, образ жизни знакомый с детства, первая любовь, подруга стерва, горькая измена, и раскрывшийся обман.
   Шаг за шагом, и вот уже во власти сопереживания... А потом: ах! Как здорово! Они (страдальцы) все-таки вместе, навсегда, и сияющее светило озаряет финал.
   А если еще добавить в мученики невинных детей, которых силой отбирают у матери, или похищают, да беспомощность бедных перед всесилием богатых, управляющих миром, и жертвенную любовь бабушек, готовых на все ради семьи, и разлучницу ярко накрашенную, просто ведьму, но чертовски привлекательную, все это вместе бьет без промаха, попадает в яблочко, и делает свое дело.
   После просмотра одного из таких фильмов я вышла из дома, и все вокруг казалось не настоящим: серый асфальт, потемневший после дождя, тусклые очертания домов, женщина в распахнутой ярко-голубой куртке, ведущая на поводке огромную белую собаку, махающую мохнатым хвостом при каждом ободряющем обращении к ней хозяйки: «Хороший мальчик!Слушается маму! Понимает, что мама говорит, хороший мальчик…». Длинный черный поводок натянут поперек тротуара. Я вынуждена сойти на дорогу, чтобы не увязнуть в поводке…Визг несуществующей машины, недоуменно объезжающей мой маневр … Мысленно я все еще там, где осталась «другая жизнь», где счастье возможно, нужно только подождать, и не оставлять надежду, и бороться за свою мечту. Словно опьянение, недолгое, но уводящее от темноты за окнами, от сюжетов про изменения климата, от ужасов войны, от инфляции и пандемии, от всего, что вызывает усталость и изнеможение.
   Там «настоящие» герои ведут схватку добра со злом, и добро обязательно побеждает, дав каждому, кто досмотрел до конца глоток желанного удовлетворения, душевного отдыха, убежденности, что добро одолеет зло. Как в старых добрых сказках, которыми так полнилась жизнь в детстве.
   Мое детство пришлось на перестройку. В магазинах пусто и голо. Книги продают только по талонам, выдаваемым кому-то, и за что-то. И нужно отстоять длинную очередь, чтобы купить книгу, какую дадут. Мне, наконец-то, купили зимние сапоги, жесткие, размером меньше. Но других попросту нет. Выбирать не из чего. Одежду тоже мама покупает ту, что «выбрасывают» в универмаге, а потом «прилаживает» ее дома, крутя ручное колесо швейной машинки. В школу я хожу пешком, в любую погоду. Идти далеко и долго. Ни о каких школьных автобусов, или другом транспорте даже и не знали. Сапоги ужасно жмут ноги. На шее скользкий бархатный шарфик, тот, что получился в результате перешивания платья. Первый блин комом. Но мама не сердится. Зато вот учительница по белорусской мове, - ой, какая сердитая, не опоздать бы на урок. Мы недавно переехали, и белорусский язык для меня не родной. Сосед по парте, круглоголовый мальчишка, громко смеется, когда я произношу «ХЭ» вместо «Г». Низкого роста, успевшая за долгие годы работы в школе возненавидеть все, что связано с детьми учительница, в коричневой кофте, обтягивающий круглый живот, хватает его за грудки и трясет так, что отлетают пуговицы от клетчатой рубашки. Я ничего не слышу, ком сдавил горло, и совсем не помню, что я только что хотела сказать.
   А дома тепло, отец натопил круглую высокую печку, стоящую посредине, чтобы обогревать все три комнаты. В моей комнате есть шкаф с книгами, и стол, и пианино. Но уютнее всего читать, прислонившись спиной к печке, погружаясь в иной мир.
   Этот ощущение иного мира, созданного фантазией, помогало выживать во многих неурядицах, когда, повзрослев, пришлось столкнуться с реальной болью и горем.
Меня не покидала уверенность, что видимое, или переживаемое - не конец, не может быть таковым, и обязательно должен быть какой-то выход, или что-то должно произойти, чтобы все изменилось к лучшему. И происходило. И высокая крепость рушилась, рассыпаясь карточным домиком, и страх обращался в смех. Не всегда, конечно, и не так радужно, но, было же! Господь ли помогал? Судьба ли такая?
   Для не верующих, не имеющих такой опоры, – назовем это просто чудом.
   Только это вовсе не то чудо, которое в сериалах, и не сказка, а внутренняя связь с неведомым, но таким родным и знакомым. И выживать приходилось, всегда по- настоящему, без купюр. Но помощь приходила в нужный момент. И вела вперед.
   Об этом, вдруг, подумалось после просмотра фильма «Тонкий лед».
   Возможно, жестокая правдивость сюжета подкупила, задев потаенные уголки души, и отозвалась чем-то очень знакомым. Каково это осознавать себя бесправным в неправосудном суде.
   Что тут было первичным – песня удивительного Павла Кашина «Тонкий лед», посвященная В. Высоцкому, или сам фильм, дополненный как особым ароматом, этой песней? Уже не разгадать, да и не стоит, ибо они так удачно переплелись в сознании, что и не существуют более одно без другого. Во всяком случае для меня. Гармония музыки и слова:

"…Она зовет, и я иду.
Ни с этим миром, ни с собою
Не в ладу...
… И понимая, что погибаю -
Я смеюсь…
Каждый поймет свое. Без ожидания чудес."

   Но зритель-то уже привык к сказке, и ждет принца, и радости в конце. Ан, нет. Визитной карточкой тут – сила власти, Молох-система, которая, разрушаясь, беспощадно крошит судьбы людские, во имя власти, во имя денег, во имя зла. Жизнь в тисках этой системы невыносима, безвыходность угнетает. Что там Кафка с его Замком, это куда страшнее. Добиваться правды в отсутствии права и справедливости – все равно, что воевать с ветряными мельницами. Но смельчаки продолжают сопротивляться, до конца.
   Фильм, можно сказать, об этом, и финал, увы, предсказуем, трагичен. Это та правда, на которую не хочется больше смотреть, переживать все заново, без права вздохнуть свободно в конце. Так что зритель чувствует себя обманутым. Но разве можно обижаться на жизнь?
Её надлежит принимать такой, как есть, и, не прятаться, а проживать каждую боль до конца, переплавляя пережитое в опыт, зло в добро. Это тяжело, и не всякому по плечу. Но страдания даны для того, чтобы их переживать, вырастая духовно, выходя на другой уровень.
   Можно, конечно, взглянуть на событие или сюжет как на последовательность неких сложных ситуаций или надуманных проблем, которые приводят к тому-то и тому-то. Но цель не в том, чтобы поразвлечься, а в осмыслении случившегося, - и там, в сюжете, и здесь, в собственной душе, - что, фактически, много важнее, ибо является сверхзадачей.
   И, если фильм не отпускает, а продолжает жить особым послевкусием, обращая к размышлениям во время готовки обеда, или утреннего душа, или взгляда через оконное стекло в неизвестность, знакомую ранее как привычный вид из окна, — значит все состоялось, и цель достигнута.
   Но хмельной настой из сериалов не может заменить реальную жизнь.
   Важен путь, проделываемый человеком внутри себя.
   Она, (жизнь), зовет, и я иду: выхожу из теплого уголка у печки, окунаюсь в водоворот проблем, переживаю боль, приближаясь к пониманию судьбы, и необходимости проживания собственной жизни, всего, что предназначено. Очарования и измены, боль и радость, любовь и дружба… - всё со мной.
   Прорастаю корнями вверх.