Фрейдгейм Лазарь. Без джинсы - по гамбургскому счёту...


   Соблазн велик погрузиться в философствования по поводу понятия "гамбургского счёта" - от легенд, до почти вековой давности рассказа Виктора Шкловского. Но мой немудреный текст читается в интернете, и желающий освежить в своей памяти упомянутое понятие без труда, как говорят сейчас, может погуглить и узнать досконально всё об этом не хуже, чем я могу рассказать. В общем, это значит расставить всё по полочкам, оценить без накруток и джинсы, профессионально, по справедливости.
   Рука Гамбурга сурова и неотвратима. Каждому находится достойное место. При любом знаке - плюсе или минусе. Почти как на обложках "Time" - Человек года, где можно было увидеть и Гитлера, и Горбачёва, и Сталина, и сегодняшнего президента РФ Путина...

"Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата..."


  В последнее время применительно к московским событиям хотелось бы услышать приговор грозного суда. Проправительственная российская пресса во всём своём многообразии говорит-пишет с упоением на уровне воспевания воинских подвигов о чёрном деле насилия над людьми, желающими высказать своё мнение.
   Можно попытаться присмотреться к разным сторонам медалей: лицо и изнанка - на подъёме или жёстком спуске. Привлекательно сопоставить коротенькую колонку достойных, вознесённых на пьедестал после забвения, и фолиант ушедших в небытиё некогда оглушительно звучавших имен. Представляю, как эффектно выглядело бы сопоставление этих списков на примере советской литературы...
   Гамбургский счёт потенциально довлеет над каждым из нас. Стоит только задуматься, приглядеться к самим себе. Будучи чуждыми мании величия, порой хочется представить оценку своих поступков со стороны, по этакому "карманному" гамбургскому счёту. "Героев", больших и малых, настигает достойная судьба. Коснёмся совсем не великих. Например, судьбы мало заметной журналистки. Отталкиваясь от простого, житейского, того, что можно встретить в множестве самых разных коллективов. В капле воды отражается целый мир.
   Невольно, когда говорим о маленьких и мало достойных, оказывается налёт сплетни, но, положа руку на сердце, разве это не традиционная завлекалочка для желания одолеть пару страниц чужого текста?! К тому же в истории эпизодических фигур принцип гамбургского счёта проявляется особенно чётко. От летящего в небо полного шара - до ветром несомой сдувшейся оболочки...
   Представим такую история. Маленькая, непритязательная практикантка, по облику и манерам прямо готовая кандидатка на роль деревенской девчушки, попадает в условия политики наибольшего благоприятствования в редакции московского СМИ. Назовём ли мы её Олесей Курицыной из Тмутаракани или Лесей Рябцевой из Волгограда - никакого значения не имеет. Вероятно, судьба не обделила девчушку, даже не одолевшую университетскую программу, недюжинной приспособляемостью.
   Давний герой классического "Горя от ума" освоил простой режим приспособления

"угождать всем людям без изъятья;
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была."


   Это не единственный способ создания собственных хорОм в чужом царстве. Место под солнцем в наши дни может расширяться не только вкрадчивостью от Молчалина, но и соблазнительностью и мастерством не мелочного прислуживания по делу и без такового. Быть нужным человеком в любое время дня и ночи - естественно, в некотором обобщённом смысле.














   Представьте себе эту пигалицу (совсем без отрицательной коннотации - этакая небольшая залётная птичка) в роли ведущей передачи на одной из самых популярных радиостанций Москвы. Она вдруг сообщает "городу и миру", что население великой России составляет 8 млн человек. Растерянный интервьюируемый удивлённо останавливает ведущую встречным вопросом, о чём это. Нимало не смутившись ведущая отвечает: "8 миллионов в стране людей, говорю. В России, я про Россию говорю. У меня проблемы с цифрами, я гуманитарий". Каков уровень?.. 
   С такой же убеждённостью в своём могуществе она рассказывала о том, что в редакции её окружают недоумки, что она ногой в любое время открывает дверь в кабинет главного редактора, учит его уму-разуму - от заказа билетов, до основ пользования интернетом, сопровождает не юного главного редактора в самых привлекательных заграничных командировках. Этакий соблазнительный путь наверх. Но, по мнению журналистки, совсем не достаточный для её качеств.
   На вкус, на цвет товарищей нет. Женские чары очень субъективны и могут совершенно не ограничиваться умственными способностями, классическими пропорциями и чертами лица.
   Уже после ухода из под доброжелательного крылышка то ли Эха, то ли некоторых шефов этого эха оказалось, что девчушка заботилась не только о достоинствах своего небогатого языка, но и более успешно рассматривала свои потенциальные возможности. Как зашпаклёванный холст не позволяет оценить появившееся впоследствии произведение художника, так порой белёсая кожа не может раскрыть скрытую суть. Пигмалион должен прикоснуться к Галатее, чтобы создать истинный образ. Трудно не поразиться не столько результатом, сколько смелостью самоподачи.
   Модерн, чистый модерн. Прикоснуться к этой телесной "неэвклидовой геометрии" - голова может кругом пойти даже у самого стойкого, у самого главного... Не будем задаваться вопросами, что и для чего бывает достаточным.



   Наконец, растоптав и поправ всё свое окружение, она отправляется покорять мир с надеждой создать своё агентство СМИ. И тут - облом: проходят месяцы и годы, и трудно на всеядном поле интернета заприметить эту самонадеянную звёздочку. Она эпизодически появляется в небольшой программе одной с не косметическим душком редакции. Глядишь, со СМИ незадача какая, можно в политику податься, в выборах поучаствовать. И дальше - тишина. Ау... Дутый шарик недолговечен.
   У судьбы особые привилегии. Раньше или позже она настигнет тех, кто громогласно охмуряет слабых и зависимых. Гамбург ждёт на свой суд не только мышку Рябцеву. Он готов дать безапелляционную оценку и Вл. Соловьёву, и Дм. Киселёву. Не оставит Гамбург без клейма и других специалистов российских talk-shows. В каждой отрасли, будь то литература или живопись, экономика или государственное управление, есть достойные кандидаты, чтобы скостить с их гамбургского счёта присвоенные балы.



   Можно, конечно, подобно божеству одним махом доставать из морской глубины старинные амфоры или, махая неторопливо клюшкой, невзначай забивать десяток шайб в ворота прячущегося от шайбы голкипера. Но очень трудно на жизненном пути обойти итог по гамбургскому счёту. Если не по Сеньке шапка, найдётся в какой-то момент мальчик и пригвоздит растерянно: "А король-то голый!.."
   Такова уж судьба, от которой трудно уйти - по казалось бы эфемерному гамбургскому счёту. Несть числа, присосавшимся к неправде...

P.S. Да, уже много лет с мифическим гамбургским счётом в науке может конкурировать анти-Нобелевская премия за самое бессмысленное исследование года. В русскоязычном звучании её кличут "Шнобелевская премия". Исходно - по-английски "Ig Nobel Prize" - созвучное "ignoble" - постыдный. Ежегодно не по своей воле на это клеймо есть, увы, немало претендентов.
   Nobel or ignoble - в этом промежутке, пожалуй, весь диапазон веса человека. От великого - до смешного..
   Заметим, что мы сконцентрировались на оборотной стороне "гамбургской медали". Но у неё есть лицевая сторона признания заслуг. Но эта сторона рассматривается по преимуществу в некрологах.