Баумгартен Лада. Дневник одной души

АНАТОМИЯ ИЛЛЮЗИЙ 

   Автор остросюжетных криминально-приключенческих романов Тома Блюм (литературный псевдоним Лады Баумгартен) представила вниманию читателей свою новую книгу с романтическим названием «Дневник одной души». И это не детектив.
   Короткие, написанные в свободном жанре, лирико-философские новеллы, как части одного большого поэтического рассказа, смело и в то же время тонко передающие размышления своей безымянной (но не безликой!) героини — мысленный диалог женщины с мужчиной и с самой собой, рожденные её «состояниями души». В этих маленьких новеллах-размышлениях отсутствует повествовательность, зато большую роль играет в них поэтическое и даже музыкальное звучание, чем всё произведение вызывает иногда чувственные ассоциации, перекликающиеся с духовным настроением музыкальных пьес Чайковского «Времена года».
   Для многих почитателей писательского творчества Томы Блюм столь резкая смена жанра — от «жесткого» криминально-авантюрного романа до камерного лирико-философского произведения — может стать неожиданностью, но в этом ничего удивительного на самом деле нет. Ведь уже в предыдущих своих романах писательница вводила в сюжеты вдумчивое и скрупулёзное исследование различных состояний человеческих взаимоотношений — моральную, психологическую и чувственную природу силы и слабости человека, любви и страсти, предательства и измен.
   В «Дневнике одной души» крупицы соединились в целое; перед нами предельно откровенный, а подчас исповедальный разговор с читателями автора, который делится с нами своими самыми сокровенными мыслями о причинах, вызывающих в человеке то сплин, то радостную эйфорию, делающих нас то сильными, то беспомощными, то есть о так и называемых — «состояниях души». Любопытная вещь. И интересный опыт свободного использования литературных стилей: от размышленческого — в философской прозе, до пафосного и печального языка русских баллад. Я назвал бы это необычной философской лирикой.
   О чем же размышляет отсутствующая, так сказать, в кадре героиня сюжета? Частично мы рассказали об этом, но сюжетная структура произведения не менее интересна. Женщина, получившая возможность выйти на время из самодовольной повседневности, обращает мысленный взгляд — в прошлое и настоящее — на свою жизнь. Испытывая то моральный подъем, то комплекс вины, то духовное опустошение — состояния, накатывающие на неё в течение года (главы книги так и называются: «Февраль»... «Апрель»... «Сентябрь»), — с холодным умом она анализирует свои пылкие чувства и душевные состояния, записывает свои мысли, рассуждения и выводы, рождающиеся в поисках ответов на вечные вопросы, которые задаёт себе любой мыслящий человек: о смысле жизни, о своём предназначении, о рождении и угасании чувств, о родстве душ, о любви к миру и о цели, которой стремится достичь человек...
   Причем аналитичность новелл-размышлений Томы Блюм не противоречит тому, что строятся они по законам скорее поэзии, нежели прозы. Свободные от какой-либо заданности, и в то же время недвусмысленно выражающие симпатии и антипатии писательницы, эти её проникновенные и очень трогательные философские зарисовки на самом деле предостерегают нас от поспешных выводов о своей ничтожности или собственном величии, от иллюзий счастливой переменчивости жизни и подарков судьбы, которые упадут на нас сами, — этого не случится без попыток что-то изменить в себе, без самосовершенствования, без воспитания чувств и чуткости в человеческих взаимоотношениях, побеждая собственные пороки лишь в своем воображении.
   Конечно, прочитав «Дневник одной души», у каждого читателя сложится собственное впечатление о книге. На мой взгляд, художественная ценность этого небольшого психологического романса в том, что автору удалось из рутинного мыслительного процесса героини вытащить самые значимые фрагменты и мастерски превратить их в маленький нравственный взрыв, раздвигающий узкие рамки личных проблем до границ проблем общечеловеческих. Поэтому «Дневник одной души», как литературный эксперимент, безусловно, является творческой удачей писательницы.

Анатолий Сигалов 
журналист, литератор, член МГП