Доманский Евгений. Поэт и композитор Гога Томаш


   На этой странице мы представляем цыганского композитора и поэта Гогу Томаша. Наши пути пересеклись в далёком от нас 1977 году [1]. Тогда я не предал значения его увлечению сочинением песен. Мне казалось это вполне естественным для романтически настроенного 18-ти летнего юноши, к тому же хорошо владеющего гитарой.

Г. Томаш-1979 г.

   Но уже в 1986 году Гога дебютировал со своими двумя песнями в популярном музыкальном журнале «Кругозор»[2]. Тогда сыграла роль встреча с московскими писателями и этнографами Е. Друцом и А. Гесслером, которых заинтересовали мои рассказы о таборе. Исследователи цыганского этноса открывали, можно сказать у себя под боком, целые неопознанные миры. Если цыганская поэзия, то не ниже уровня Пушкина [3]. Мир песни, музыки, быта, традиции, всё поражало их воображение и побуждало преодолевать бытующие предубеждения по отношению к цыганам. Тот, кто их преодолел, всегда был вознаграждён открытием и личным переоткрытием другого мира.

Муз. журнал 

   Ветры перестройки всё усиливались, они раскидывали нас по разным городам и весям, но как-то так, что избежать встреч было просто невозможно. Судьба не упускала случая нам напомнить друг о друге. И всё же какая-то часть творчества была для меня скрыта. Я всё ещё воспринимал своего друга только как цыганского поэта. Ведь многие его песни по всей России "потеряли" среди цыган своего автора и поются как народные.

Г. Томаш, Е. Доманский-2015 г. 

   Звёзды сошлись в 2015 году, когда я задержался в таборе на пару дней и имел возможность услышать более того, что знал раньше. Вот тогда моё представление и опрокинулось. Оказалось, что большое видится не только издалека, но и вблизи. С тех пор не покидает ощущение, что я остаюсь соучастником по закапыванию таланта куда-то глубоко в землю. Попытки как-то успокоить свою совесть стуком в закрытые двери музыкальных сообществ особого успеха не принесли. Однако и у нас есть и своя прекрасная дверь, в которую может войти каждый желающий. Она всегда открыта для творческих людей, ищущих своего поэта и композитора. Здесь на этой страничке будет представлено всё (или почти всё) многообразие творчества поэта и композитора Гоги Томаша. А это и романсы на стихи Пушкина, шансон, детские песни, эстрада и конечно песни на цыганском языке. Когда всё это богатство собираешь в одно место, первое что начинаешь понимать, это уникальность и неповторяемость песен в текстах и музыке. Границы национального всё чаще стираются и переходят в сферу общечеловеческого. Музыкальные гармонии цыганского этноса остаются, но они не являются доминирующими. Ещё одна подмеченная особенность - захватывать человека музыкой и текстом. Как только начинаешь подпевать, мелодия тут же поселяется в твоей душе и расстаться с ней уже не так-то просто.
   Лет восемь назад Гога записал профессионально с десяток эстрадных песен на свои стихи и музыку, многие из которых, на наш взгляд, можно поставить в одном ряду с лучшими песнями Ю. Антонова, В. Ободзинского, Н. Кадышевой, М. Шуфутинского и др. мэтров эстрады. Гога - обладатель красивого голоса, от которого, вкупе с хорошим текстом и музыкой, «мороз по коже» даже в самый жаркий летний день.
   Профессионалы отмечают разнообразие гармонических оборотов. Мелодия песни движется не по повторяющемуся шаблону, обрастает свойственными в русской музыкальной культуре подголосками и модуляциями (на тональность выше), ведёт слушателя к кульминации сюжета песни. Для тех, кто хорошо знаком с цыганской песенной культурой, отметят тщательную и глубокую работу с содержанием текста песен. Многие, как новые популярные цыганские песни (например, «Ederlezi»), так и старые, (всем известная «Ручеёк»), выигрывают только как музыкальные композиции. Тексты песен отличаются бедностью и простотой сюжета. В песнях Г. Томаша всё не так, каждое слово выверено и точно ложится на сюжет песни не обедняя, а обогащая его. Например, исповедальная песня «Покаяние», которая звучит как молитва, пожалуй, способна разбудить самую спящую душу. В общем обращение к душе человека, это удел очень и очень немногих современных поэтов, пишущих песни. Скорее всего большинство эстрадных песен стремятся более погубить душу, чем её спасти. Тем более ценен опыт настойчивого возвращения к духовному в песенном жанре. И в этом плане пушкиниана Г. Томаша является достойным продолжением его творчества. «Дар напрасный, дар случайный...» и другие романсы на стихи А.С. Пушкина это уже не отдельно звучащий колокол, а цельная симфония колокольного звона, обращённого к душе человека. Таким образом, Гога - это тот человек, который в культуре цыган задаёт более высокий уровень творчества. Сам факт его присутствия в цыганской среде уже создаёт определённое влияние. Он поднимает планку цыганской культуры, прогибающейся под натиском оголтелой и низкопробной эстрады. Добавим, что не раз и не два приходилось слышать о его желании умножить и обогатить культуру своей нации и здесь, по всей видимости, слова не расходятся с делом. Ниже будут представлены тексты песен (а по возможности и их нотирование), а также ссылки на записи уже имеющихся музыкальных композиций.

30.12.2019 г.

1 История этой встречи описана на стр.: http://domanskive.ru/main/r54-cvganc-kelderari.html
2 Кругозор №12, 1986
3 Такое мнение нам приходилось слышать от А. Гесслера, знающего цыганский язык и занимавшийся переводами народных песен цыган