Афанасьев Сергей. Былая красота


Та красота, что мир стремит вперёд, есть тоже след былого. 
Без возврата сгорим и мы, свершая в свой черёд обычный путь,
но долго не умрёт Жизнь, что горела в нас когда-то.
И.Бунин

   ...После одного фуршета в г.Коломна,- когда во время банкета взорвалась салатница из хрусталя, так что разнесло в лица осколки вместе с салатом,- я задумался над непрочностью внешней лепоты вещей.
   Совершим маленький экскурс в историю понимания калос (с греч.-). Согласно Платону (Тимей) - красота души зависит от экстатичности надвременного мира идей. Так, Н.Заболоцкий вопросил о красоте: "Она - сосуд, в котором пустота или огонь, мерцающий в сосуде?"
   И в самом деле, если согласиться с Платоном и считать душу - вневременно исходящей от Демиурга, то почему человек по этой идее изначально был андрогинным существом и лишь посредством эволюции - нис-падения (ката-болэ) в хтонический мир Земли с Аидом,- человек был разделён на однополые особи?..
   Следуя сюжету сказки С.Аксакова "Аленький цветочек" - зададимся вопросом: этот символ красоты - вообразился младшей дочери купца - Настеньке - наверно неспроста: в цветке была заложена программа притяжения к уроду, которого требовалось расколдовать... (Не повторился ли этот сценарий в Гуинплен - от Виктора Гюго: когда сама вечно зафиксированная улыбка мешает чувству взаимной любви?
   Так же и Пер-Гюнт - страдает от козней троллей, разбивший "зеркало мира". - его душу Плавильщик намерен переплавить, как олово...
   У Кая вообще осколок льда - типа осколка зеркала - застревает в сердце, и ему не даёт покоя слово Вечность... Может, Ганс Х. Андерсен также был одержим злободневной магией красоты нестареющего лика Снежной королевы?..
   Как если бы Кей каждый день пробуждался с командой: "Свет мой зеркальце скажи: я ль нга свете всех милей... в вечном свете?"
   Н.Заболоцкий в эмоциях эйфории ностальгировал:

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

   Здесь поэт переживает примерно то же, что и М.Лермонтов, которому улыбка возлюбленной не давала забыться и привлекала невольные слёзы...
   Итак, используя в этом контексте сентенцию Сент-Экзюпери: "Любовь - это не глядение друг другу в глаза, а взор в одном направлении",- можно продолжить вопрошание Ф.Достоевского и Н.Заболоцкого: если условиться, что смотрят друг на друга две души - то, конечно, эта пустота сосуда-тела красоты/облика/личности - слишком скоротечна: так Ф.Ницше, насмотревшись в глаза Лу Саломе,- посетовал: мол, душа - циферблат/ памяти/, а тело/мозг - отбивает время.
   По этой логике Ницше - лишь мерцание душевного огня ожидает одинокого волка-Заратустру: человек - лишь мост к запредельно другому человеку... Не ощутил ли это ещё в начале 17 века У.Шекспир с его актёрами, где весь мир - театр?..
- Ты испортишь всё удовольствие, если будешь знать всё заранее,- возразил М. Фаусту.
- Зачем ты захотел узнать своё будущее? Почему ты не послушался меня...
(реплики из фильма Р. Клера - Красота дьявола)
   Князь Мышкин меж двух тигриц - Аглаи Епанчиной и Настасьи Филипповны - догадываясь, что "Люди дороже даже денег". - вместе с дядей-юношей Ипполитом Терентьевым - недоумевает: почему красота способна спасти мир.
   «Правда, князь, что вы раз говорили, что мир спасет «красота»? Господа, — закричал Ипполит,— князь утверждает, что мир спасет красота! А я утверждаю, что у него оттого такие игривые мысли, что он теперь влюблен.
   Господа, князь влюблен; давеча, только что он вошел, я в этом убедился. Не краснейте, князь, мне вас жалко станет. Какая красота спасет мир. Мне это Коля пересказал... Вы ревностный христианин? Коля говорит, что вы сами себя называете христианином.
Князь рассматривал его внимательно и не ответил ему».
   Ф. М. Достоевский был далек от собственно эстетических суждений — он писал о духовной красоте, о красоте души. Тем более ещё в дневнике он заметил, что красота спасает лишь при условии доброты (что на то время уже осознал Р.Эмерсон: без доброты жизнь скучна). 
   Под эпилог предлагаю вдуматься в 52 сонет В.Шекспира:

Я как богач, которого приводит
к сокровищу заветный из ключей:
Смотреть свой клад не каждый час он ходит,
чтоб радость сделать реже,но сильней.
(The which he will not every hour survey,
For blunting the fine point of seldom pleasure.
Так праздников торжественных веселье
Разделено по редким дням в году;
Так лучшие из перлов в ожерелье
Нанизаны не сплошь в одном ряду.
Так часто время и тебя скрывает,
Как редкий перл иль праздничный наряд:
Тем слаще видеть мне тебя бывает!
Благодарить за всё тебя я рад.
С тобою быть - блаженство обладанья;
Тебя не видеть - счастье ожиданья!
(Blessed are you, whose worthiness gives scope,
Being had, to triuph, being lack'd, to hope. 
(перевод Н. Холодковского)