Из жизни Рихарда Вагнера
История отношений между королем Баварии Людвигом II и выдающимся немецким композитором Р. Вагнером, повидимому, не имеет прецендента подобного рода.. Наивысшее положение одного, музыкальная одаренность другого, необычность ситуаций, нравственность личностей и , наконец, трагический финал привлекали внимание музыковедов, историков, кнематографистов.
Людвиг I I Баварский ( 1845-1886) вступил на престол в 1864 году после смерти его отца, короля Баварии Максимилиана. Поданные Баварии были приятно удивлены, когда перед ними предстал молодой, высокий с красивой внешностью монарх. Биографические данные короля свидетельствовали, что детство и юность Людвига прошли в королевской резиденции. Приятным разнообразием в его жизни был выезд королевской семьи в летнее время в замок Хоэншванггау , расположенный в живописном месте у Штарнбергского озера, часто называемого “лебединый “. Интерьеры резиденции и замка были украшены портретами королевских предков, фрезками, изображавшими сюжеты из немецких мифов, саг и рыцарских турниров. Воспитание короля, окружающая обстановка способствовали формированию у него достойных, нравственных качеств, любви к истории и искусству. Кто знает, может быть Людвиг II родился не для того, чтобы быть королём, может быть судьбой ему было уготовлено иное, близкое его душе предназначение.? Действительность сыграла с монархом злую шутку, дав ему в друзья фарисейскую личность, разрушившую его иллюзорный мир. Уже первое знакомство с музыкой Вагнера, сюжетами его опер произвело сильное впечатление на романтически настроенного короля, озвучив в нём мятежный немецкий дух и зов предков. И Людвиг пожелал познакомиться с автором столь понравившихся ему музыкальных произведений. Его посланникам понадобилось около месяца усиленных поисков по всей Германии прежде, чем они нашли композитора. Для Вагнера это были не лучшие времена: приходилось менять места жительства, проживать инкогнито, спасаясь от кредиторов. Удивленный и обескураженный композитор предстал перед королём, который сразу же одарил его бриллиантовым кольцом и своим портретом. Так с 1864 года началась и продолжалась в течение девятнадцати лет их эпатираванная и трагическая дружба. Несколько смущённый встречей, Вагнер в одном из писем писал: “ К несчастью он столь красив, умён, одухотворён, прекрасен, что я боюсь, как бы его жизнь не растворилась подобно мимолётной божественной грезе, в этом подлом мире. “ Эти интуитивные чувства композитора удивительно предвосхитили грядущие события. А пока король был полный радужных надежд и желаний осуществить постановку опер Вагнера и помочь ему реализовать свои творческие планы. Людвиг принимает решение о финансовой поддержке композитора. Оплачены долги, Вагнер взят на содержание, в дальнейшем для него осуществлено строительство виллы “ Wanfried “ в Байрейте, реконструированы виллы “ Штарнберг “ под Мюнхеном, “ Трипшенской “ в Швейцарии. Построен замок Нойшванштайн , который был украшен с изысканной роскошью и убранством, а антураж и картины на стенах изображали сцены из вагнеровских опер. Король называл его замком Грааля (1), используя легендарный сюжет, вошедший в либретто оперы Вагнера Лоэнгрин . Вагнер понимал, что навсегда покончено с революционно-анархическими заблуждениями. Отныне монархическая власть даст ему возможность получить и осуществить всё то,что недоставало ему в прошлом. Он сочиняет ко дню коронации Людвига коронационный марш (Kaisermarsh ), преподносит ему свою книгу “ Государство и религия “(2). Сам король настолько проникся сюжетами вагнеровских опер, что не редко предпочитал носить костюмы оперных персонажей. Одетый в костюм Лоэнгрина , Людвиг любил кататься по озеру в челноке, который везли два искусственных лебедя с встроенными в них механизмами, где король изображал себя рыцарем Грааля. За годы дружбы король израсходовал на Вагнера седьмую часть годового государственного бюджета ( при наличии права у короля не более третьей части ). Со временем дружба короля с Вагнером стала приобретать весьма странный для такой высокой личности, как король, характер. Для Людвига Вагнер становится лучшим другом, духовным отцом, его чувства любви к композитору были близки к кровному родству. Обожествление вагнеровской личности, беспредельная вера в него, в том числе клятве, которую Вагнер дал королю, соизмерялись Людвигом с осознаным предназначением покровительства выдающемуся композитору, каким король считал Вагнера. Ради этого король открыл для своего лучшего друга свою душу и кошелёк. Забегая наперед, следует сказать, что весь королевский путь Людвига прошел под вагнеровской “ звездой” и страшно подумать, куда завела короля эта “ звезда “. Для Вагнера дружба с королём, а впоследствии и влияние на него, носили сугубо прагматичный характер. Несмотря на щедрую финансовую и моральную поддержку, Вагнер проявляет присущий ему меркантильный радикализм. Он не только обогащается за счёт государственной казны, но начинает через короля вмешиваться в государственные и политические дела Баварии и стремиться к власти. Вскоре произошли события, поколебавшие взаимоотношения короля с композитором. Для постановки в Мюнхене оперы Вагнера “ Тристан и Изольда “ был приглашен близкий друг композитора, блистательный пианист и дирижер Ганс фон Бюлов. Бурный роман Вагнера с женой Бюлова Козимой ( дочь Ференца Листа ) ознаменовался рождением внебрачной дочери Изольды. Об этом событии говорил весь Мюнхен, а в местных газетах стали появляться публикациии и карикатуры на участников событий. Наивный, воспитанный на строгой морали и преданный дружбе король, был наслышен о близких отношениях Вагнера с женой Бюлова, но расценивал их как дружескую и секретарскую помощь композитору женой друга.. Позтому, когда Козима с согласия Вагнера обратилась к королю (?) с просьбой подписать (?) опровержение в газету, опубликовавшую карикатуру,. король письмо подписал. В это время Козима уже была на сносях вторым вагнеровским внебрачным ребёнком ( родившуюся девочку назвали Евой ).
Такой опрометчивый шаг дорого обошелся королю, он стал не только всеобщим посмешищем, но ему инкриминировалось злонамеренное потворство аморальному поступку. К несчастью короля указанные события происходили на фоне растущего протеста парламента, духовенства и недовольства в народе по поводу расточительных действий короля и тлетворного влияния на него Вагнера. Королю было предложено прекратить встречи с Вагнером, а последнему покинуть Мюнхен. Дальнейшие события дают повод считать, что Вагнер это изгнание королю не простил. Вместе с Козимой композитор поселился в Швейцарии, в восстановленной для него вилле “ Трюбшен” недалеко от Люцерна, где продолжил работать над операми. Поступок Вагнера и Козимы настолько травмиравали психику Бюлова, что ему пришлось провести определённое время в психиатрической больнице. Но встречи короля с Вагнером не прекратились, они продолжались инкогнито (так он думал ), хотя стали более редкими. Разлука была для короля тяжёлым испытанием. Об этом свидетельствует его письмо к Козиме: “ О, он божественен, божественен!- Моё призвание- жить для него, бороться, страдать <…>. А во время вынужденной разлуки признаться: “Я страдаю ужасно, к нему хочу я <…>. Или - умереть.” Подобные отношение между королём и Вагнером давали повод для версии о их взаимной эротической привязанности. На это указывают целый ряд авторов. Кстати, попытки женить короля вызывали резкий протест “ жениха.” Только около года спустя перед королём открылась тайна наглой и циничной лжи, адюльтер и нарушение клятвы со стороны “ лучшего друга “. О рождении двух незаконорожденных детей в мюнхенский период ( третий незаконорождённый ребёнок - сын Зигфрид родился через три года после рождения Евы ) король так и не узнал. Этим действием Вагнер нанёс первый “ удар “ по престижу короля. Отвратительный вагнеровский эпатаж создал напряженность в отношениях между композитором и королём, но это не повлияло на финансирование композитора. Король даже расширил материальную помощь, что позволило Вагнеру открыть в Мюнхене музыкальную школу для “ своих музыкантов “ и начать выпуск газеты “ Suddeutsche Zeitung “. Любопытно, что оба они имели политическую направленность. Вагнер начинает анонимно публиковать ряд статей о “ Немецком искусстве и немецкой политике ,“ затрагивающие интересы королевской власти и безопастность короля, что вынуждает Людвига прервать публикацию некоторых из них.
Конфликтную ситуацию композитор стремится в одностороннем порядке использовать для выхода из объязательств перед королём, но при его продолжающейся финансовой поддержке. Дело в том, что согласно договора все четыре оперы тетралогии “ Кольцо нибелунга” становились собственностью короля, что давало ему право осуществлять их постановку там, где он найдёт это нужным. Для этого Мюнхен был самым предпочтительным для престижа короля местом. Предусматривалось поставить из тетрологии вначале оперу “ Золото Рейна “ , а в перспективе оперу “Валькирия”. Естественно, что Вагнер надеялся принять участие в постановке этих опер, но приглашение не получил. Король не посчитал возможным ( а может быть и не мог ) пригласить скомпроментировшего себя композитора. Кроме того, Вагнеру было запрещено пребывать в Мюнхене. Поскольку для Вагнера нравственность и мораль были понятием абстрактным, ответные действия последовали незамедлительно. В нарушеннии юридических прав ( не говоря уже о нравственном долге ) он отвечает королю постановкой опер из “ Кольца нибелунга “ на первом байретском фестивале. Это был второй моральный “ удар “ по престижу короля. Но опять ( в который раз ) композитору не было отказано в финансовой помощи. Даже антагонистическому вагнеровскому фестивалю, король помог театральными ресурсами и компенсировал его финансовый перерасход. После постановки в Мюнхене оперы “ Золото Рейна “ взаимоотношения Вагнера с королём почти прекратились. Первым молчание нарушил несчастный король своим унизительным письмом подданному: “ Страстное желание услышать Ваше божественное произведение было столь могущественно <…> простите вину Вашему раскаявшемуся другу “. Повидимому, раскаяние Людвига не очень тронуло “ чуткую “ душу композитора. Завершив свою последнюю самую шовинистическую оперу “Парсифаль “ , Вагнер готовил её постановку в байретском театре, предварительно наложив тридцатилетний запрет на её постановку вне Байрейта. Композитор милостиво разрешил королю присутствовать только на генеральной репетиции оперы, а когда король попросил разрешение на постановку “ Парсифаля “ в Мюнхене - он получил категорический отказ.
Примерно в зтот период времени у короля стали проявляться странности в поведении и поступках, а также прогрессировать его мизантропическое состояние. Необычность поведения короля не осталась без внимания в его окружении. Замечал ли это Вагнер, являясь его “ близким другом и духовным отцом “, неизвестно ? Но вагнеровская наблюдательность и умение оказывать психологическое воздействие на людей для достижения своей цели, широко известны . Его многочисленные “меркантильно- лирические акции” в семьях друзей сопровождались опустошением не только их кошельков, но и их душ.. Для сентиментальных дам приведу имена некоторых жён – вагнеровских пассий, которые , вероятно, были не только поклонницами его музыки: Женни Лассо, Бландина Оливье, Юлия Риттер, Юдит Готье, Генриетта фон Биссинг и другие, а также Матильда Вензендонк и Козима Бюлова ( последние две – это уже отдельные истории ). Поэтому трудно поверить, что композитор изменений в поведении Людвига не замечал. Есть основание полагать, что Вагнер с этим состоянием короля считаться не желал, а , возможно, и использовал его в своих корыстных целях. Вскоре парламент предпринял действия, направленные на изоляцию короля и его принудительное лечение. А спустя какое-то время король и сопровождавший его врач были найдены утонувшими в Штарнбергском озере при весьма странных, до сих пор не установленных обстоятельствах. Finita la commtdia ! Версия о том, что король, будучи в паранойдальном состоянии , убил врача, а потом покончил жизнь самоубийством ( медэкспертиза не установила причину смерти ) могла быть прикрытием гибели короля, отнюдь , не от случайных обстоятельств, связанных с его психическом заболеванием. Российский искусствовед Марина Раку в своей глубокой и объективной по содержанию книге о Вагнере (2 ) пишет: “ Кто усомнится в том, что немалая доля вины за это внутреннее и внешнее преображение Людвига лежит на Вагнере? Многие моменты их отношений могли подтолкнуть хрупкую психику Людвига к разрушению. В том,что это в результате произошло, не остаётся ни малейших сомнений у читателя тайных дневников Людвига <…> “ . Автор приводит выдержку из дневника больного Людвига, где вагнеровская личность всплывает в потёмках сознания короля.: “ Я всегда слышал разговоры, что между королём его подданными невозможна дружба. Мы хотим, что <…> званом ужине в “ Винтергартен “ <…> в 3 часа <…> в субботу <…> - дневниковая запись Людвига по поводу их последней встречи срывается в бессвязный бред - хвала и слава его возлюбленной главе - я лунный свет. Никогда больше, никогда больше, никогда больше <…>.”
Что касается тлетворного влияния Вагнера на короля, то об этом свидетельствует следующий циничный и садисткий фарс ( 3 ), разыгранный Вагнером с ( кто бы мог подумать ) королём Баварии Людвигом II. Вагнер решил поручить дирижирование первой постановкой своей оперы “ Парсифаль “ хорошо ему знакомому, одаренному дирижёру Герману Леви, вопреки просьбе некоего “доброжелателя “ не поручать это дирижеру – еврею. Вагнер это письмо Леви показал. Дирижер, естественно, попросил композитора освободить его от дирижирования. Последовал жёсткий отказ: Вагнер знал, что Леви связан контрактом и отказаться не сможет. На вопрос Леви не целесообразно ли было письмо уничтожить, ему не показывая, композитор ответил: “ Если бы я никому не показал это письмо, если бы я сразу же разорвал его, возможно, что-то из его содержания осталось бы во мне, а так, могу вас уверить, что у меня не останется от него никаких воспоминаний.” Леви покидает Вагнера и вторично просит его об отставке, но композитор настойчив и в своей телеграмме дирижёру сообщает: “Дражайший друг. Я выражаю <…> уважение вашим чувствам, <…> вы смотрите на себя <…> столь мрачно, что в наших отношениях мы будем охвачены тоской. <…>. Во имя любви к Господу постарайтесь лучше нас узнать! <…> не отказывайтесь от вашей веры, но наберитесь мужества для этого!- возможно, в вашей жизни произойдёт большой переворот, - в любом случае вы будете дирижёром “Парсифаля “. ( 3 ). Таким был антисемитский бред этого люцифера, о чём еще предстоит узнать ниже. Ряд обстоятельств всё же вынудили Леви дирижировать оперой. Но пикантность ситуации заключалась ещё и в том, что Вагнер и король тайно ( неизвестно каким образом ) переделали содержание контракта, добавив в него три пункта: 1. Герман Леви должен креститься. 2. Вагнер должен обращаться к Леви через третье лицо. 3. Право Вагнера после первого представления оперы “Парсифаль” в присутствии короля сказать Леви, что он, как еврей , имеет только одно право - умереть. В сохранившемся до сего времени контракте имеется запись о том, что все три пункта выполнены и стоят подписи Вагнера и короля Людвига II . Для тех, кто может усомниться в достоверности этого факта, сообщаю, что подленник этого документа хранится в мюнхенском музее немецкого искусства, а его копия в музее Вагнера в Байрейте. Что касается самого Леви, то утешением для него осталось его имя в истории музыки, как первого исполнителя оперы “ Парсифаль”.
Представляется уместным упомянуть ещё об одном мазохитском связанного с именем Вагнера.(3). Через некоторое время после выхода вагнеровского навета - антисемитской статьи “ Иудаизм в музыке,” он получил письмо из Украины от пианиста – еврея Иосифа Рубинштейна ( однофамилец известных музыкантов ). Письмо гласило. что он, И. Рубинштейн, полностью согласен с содержанием статьи и, чувствуя свою вину, стоит перед выбором : покончить жизнь самоубийством или пройти искупление у метра. Трудно предположить, что письмо написано психически здоровым человеком. Тем не менее Вагнер приглашает пианиста и он становится другом семьи и помощником в байретских делах. Рубинштейн занимается фортепианными переложениями вагнеровских опер, часто играет перед гостями отрывки из опер метра. Последнее особенно льстило композитору : еврей приверженец его творчества. Неожиданная смерть Вагнера настолько потрясла Рубинштейна, что он совершил суицид на могиле композитора.
1. Святой Грааль - чаша или кубок, по другим сведениям, драгоценный камень, которые согласно средневековым легендам обладали энергией, дающей новые возможности в жизни людей, чистоту их духа и помыслов. По христианской версии, которая официальной церквью не поддерживается, - это сосуд, содержащий кровь Христа. Согласно легендам святой Грааль хранится в неприступном месте на высокой горе “ Монсальват” и охраняется братством рыцарей.
2. Раку М. Г. “ Вагнер”. Издательство “ Классика ХХI.” Москва, 2007. С.119, С.128.
3. Поляков Л.(1910-1998). Автор фундаментального исследования “История антисемитизма”. Издательство “ Гошарим”. Москва-Иерусалим,1998 С.210. С. 211 4. Пленков О. Ю. “ Третий рейх. Арийская культура.” Санкт-Петербург, 2005. Издательство “ Нева”. С.99. С.111