Костычева Мария. Аверс и реверс


«Аверс и реверс» Сергей Брель,
"Стеклограф", Москва. 

   Было бы правильно начать с тезиса о том, что проза Сергея Бреля – безусловно новое слово в современной литературе.
   Конечно, это слово, подхваченное словно пылинка с фундамента классики – то есть ничего принципиально новаторского ни языком, ни сюжетом книга «Аверс и реверс» нам не открывает. Однако ее мир – это призма абсолютно нового стекла, через которое мы смотрим на наше с вами общее прошлое.
   А прошлое героев этих повестей и рассказов действительно делят с нами прошлое – в каждом новом эпизоде автор разворачивает перед своими читателями полотно, сотканное из примет времени, которые столь хорошо узнаваемы каждым из нас.
   Здесь и питерская промозглая бесприютность, которая столь очаровательна для романтиков, растущих из восьмидесятых.
   Здесь и больничная зыбкость, застывшее в страшном диагнозе время, дыхание последней черты у самого виска.
   Здесь и удалость последнего глотка водки – всё равно, за что и по какому поводу.
   Здесь и усталость интеллигенции, запертой в тупике собственных идей, неподхваченных временем.
   Здесь и семнадцатилетняя неприкаянность, основанная на жажде ходить только по самому краю, говорить с той самой ницшевской бездной – на доступном гопническом языке с провинциальным диалектом.
   Здесь и отголоски страшной войны – но как можно ненавидеть немцев, когда ты еще мала, и иглы ненависти не стали частью твоего организма, не взросли еще, даже если и посажены голодом и страхом.
   Одним словом, книга Сергея Бреля – новое, повторяю, новое слово в современной прозе.
   Ведь даже с пресловутыми женскими образами автор работает так, словно скульптор, лепящий чувственными пальцами, фигурки из глины.
   Лично мне слышится шепоток Виктории Токаревой за его плечом – но это как бы условно, одномоментно, ведь автор – безусловно – самобытен.
   Его женщины – одновременно и булгаковские маргариты, стремящиеся волшебством падения расцветить серые будни, и толстовские наташи, готовые с одинаковым пылом любить мир и ненавидеть войну, и виановские девушки, закубованные в одни лишь им понятные странные миры.
   Но все они, эти хрупкие и сильные женщины, - Марина, Ариша, Аля, Вера Прокофьевна и все-все – они хотят только одного. Счастья в их собственном понимании этого слова. Кто может упрекнуть их, и кто может защитить? Вечность расставит всё на свои места. И та же вечность поставит на полку книгу Сергея Бреля «Аверс и реверс» - наряду с книгами самых достойных авторов, с книгами – которые на все времена.