Внутри подаренных миров



Список финалистов VII международного поэтического конкурса
«45-й калибр» имени Георгия Яропольского сезона 2019 года


Алексей Баклан (Россия, Санкт-Петербург)
Ника Батхен (Россия, Феодосия)
Юрий Бердан (США, Нью-Йорк)
Маргарита Богданович (Беларусь, Минск)
Юлия Борисова (Россия, Санкт-Петербург)
Марианна Боровкова (Россия, Москва)
Вероника Боршан (Россия, Волгоград)
Евгения Босина (Израиль, Нагария)
Никита Брагин (Россия, Москва)
Роман Вампилов (Россия, Санкт-Петербург)
Анна Германова (Германия, Оффенбах-на-Майне)
Юрий Глухов (Россия, Москва)
Ольга Де (Россия, Москва)
Юлия Долгановских (Россия, Екатеринбург)
Анна Долгарева (Россия, Москва)
Ольга Домрачева (Россия, Омск)
Анастасия Ефремова (Латвия, Рига)
Андрей Земсков (Россия, Владивосток)
Майк Зиновкин (Россия, Архангельск)
Злотин Игорь (Россия, Москва)
Екатерина Ишимцева (Россия, Лыткарино)
Рустам Карапетьян (Россия, Красноярск)
Андрей Кац (Израиль, Беэр-Шева)
Таина Ким (Украина, Харьков)
Виктор Кудрявцев (Россия, г. Рудня, Смоленская область)
Любовь Левитина (Израиль, Ашкелон)
Леонид Лерман (Израиль, Aшдод)
Елена Лещинская (Россия, Магнитогорск)
Юрий Макашёв (Россия, Барнаул)
София Максимычева (Россия, Ярославль)
Юлия Медведева (Россия, Санкт-Петербург)
Елена Наильевна (Россия, Самара)
Марина Намис (Россия, Москва)
Светлана Носова (Россия, Брянск)
Евгений Овсянников (Россия, Нижний Новгород)
Алёна Овсянникова (Россия, Самара)
Полина Орынянская (Россия, Балашиха)
Владислав Пеньков (Эстония, Таллин)
Светлана Пешкова (Россия, Липецк)
Валерий Поланд (Россия, Волжский)
Марина Пономарёва (Россия, Москва)
Галия Попова (Россия, Екатеринбург)
Анна Романовская (Россия, Москва)
Анна Сироткина (Россия, Москва)
Виктория Смагина (Россия, Томск)
Роман Смирнов (Россия, Электросталь)
Клавдия Смирягина (Россия, Санкт-Петербург)
Надежда Соколова (Россия, Ярославль)
Валерий Сосновский (Россия, Екатеринбург)
Алекс Трудлер (Израиль, Беер-Шева)
Елена Уварова (Казахстан, Алматы)
Светлана Чулочникова (Россия, Екатеринбург)
Александра Шалашова (Россия, Москва)
Ася Шевцова (Украина, Харьков)
Татьяна Шепелева (Россия, Воронеж)
Яна Юшина (Россия, Москва)
Юрий Якобсон (Россия, Иркутск)

Диалог с собой... о соимениннице Вечности

   Мы на пороге финала. (Какой финал? Какой конкурс? Разве поэзия может быть табуирована, градуирована, втиснута в какие-то рамки?) Тем не менее, коллективное мнение жюри (и твоё, кстати) уже выделило из двухсот семидесяти пяти кандидатов сколько-то там счастливчиков. Цифры нешуточные: эти 275 уже прошли первичный отбор, а всего в «Калибре» участвовало 430 авторов. (Ну и что? Голая цифирь... Да, коллективная оценка – звучит солидно, убедительно. Но разве можно гарантировать, что интересные, неординарные, неожиданные стихи попадут в число отобранных? То, что вызвало твой мгновенный отклик – может оставить равнодушным другого члена команды, любящего поэзию не меньше твоего, только иначе, по-своему... Грустно? Конечно. И для нас, судей, и для автора, и для читателя).
   Но прежде, чем имена финалистов будут озвучены, хочу показать составленную мной подборку, стихотворения которой, написанные разными поэтами, будто соединились внутри меня. Читая стихи, забывал о необходимости ставить какие-то условные оценки. Просто жил внутри подаренных мне миров.

Иду.
Мимо старого дома,
выискивая знакомых
или детский портрет свой
в переплётах рам по соседству.

Иду.
По родным бульварам.
Деревьев не видно старых.
Сохранился лишь план дорожек,
да и он раствориться может.

Иду
проходными гулко.
Ветер мечется в переулках,
бьёт сиреневыми кустами
по всему, до чего достанет.

Иду.
Заглядевшись в окна,
на балконах пелёнки сохнут.
Вся Москва и кусочек неба
пахнут пылью, травой и хлебом.

Иду…

   Куда идём? Где мы? Только в Москве? Нет же: в Киеве, в Ростове, в Ставрополе. В Тель-Авиве, в Нью-Йорке, в Торонто, в Сиднее. Может, попытаемся остановиться, замрём хотя бы на миг? Попытаемся услышать тишину, оборачивающуюся безмолвием...

тот вечер был ничем не обозначен,
и звёзды не сулили новых истин.
уютное пространство старой дачи;
потрёпанный сюжет агаты кристи

и человек
на выцветшем диване,
укрытый разноцветным одеялом,
а рядом табурет и чай в стакане;
и кошка,
что в ногах постель примяла.

и ночь прошла;
и луч рассвета замер.
свалившись, на полу лежала книга.
кричала кошка, встретившись глазами
с безмолвьем остановленного мига.

   И отсюда, из укрытого разноцветным одеялом «сегодня» перенесёмся в ушедший век, вспомнив полудетскую «паспортную» фотографию, сделанную всего-то жизнь тому назад. Глядя в стихотворное зеркало, распознаем себя – юного, наивного, почти неузнаваемого.

Три на четыре паспортное фото
И круглая печатка в уголке –
На жизнь в пространстве выданная квота,
Права передвигаться налегке.

Уж фото не в ладах с оригиналом
И побледнела синяя печать,
И самого себя с тем странным малым
Тебе с трудом приходится сличать.

   Вот ведь что получается: можно воспринимать своё участие в жюри как работу, непростую, иногда мучительную, отнимающую и время, и душевную энергию. А можно – как подарок, праздник, вознесение над буднями. Чего стоят мимолётные разочарования от чьих-то корявых, невнятных строк в сравнении с возможностью прикоснуться к другим строкам – светлым, радостным, волшебным? Подлинным человеческим тайнам...

когда январь в объятиях закружит
тебя и небо, снег и фонари,
до оголтелой тишины – снаружи,
до белизны клокочущей – внутри,

качнётся шар, и всё перевернётся:
вода и свет, дома и облака.
звезда родится в глубине колодца,
слетит чуть слышно слово с языка.

синицам вдоволь нынче белых крошек,
блаженный мир нечёсан и небрит.
а ты стоишь на небе, огорошен,
с новорождённой звёздочкой внутри.

   Оставь! Экий мечтун: январь... небо... звёздочка... Вернись-ка лучше на грешную майскую землю, где отпущенное тебе время утекает тихо, незаметно, посекундно, как песок в песочных часах. Иногда оставляя в памяти строки. В сегодняшней памяти, сиюминутной, ветхой, которую жизнь держит на коротком поводке. И которая вдруг уходит вдаль, в отрыв, круша временные и пространственные препоны. Гонимая душой поэта. Соименинницей вечности...

Песок считаем. Сеем ветер.
Пересекаем море вброд.
Мы так живём, что не заметим,
Когда конец веков придёт:

Исчезнут время и пространство,
И обратятся звёзды в прах,
Но с нами – наше окаянство
И вкус пустыни на губах.

И что нам после ни назначат,
Не услыхавшим Трубный Глас, –
Не вздрогнем даже. И заплачут
Судить собравшиеся нас.

Борис Суслович,
член жюри конкурса «45-й калибр»


Боженькин карандаш

   В этом году в анналах «Калибра» много по-настоящему чудесных подборок. Долго перечитывала и выбирала для себя лучших из лучших. Много технически выверенных, добротных, классических стихотворений. Но больнее всего, в самое сердце, кольнули верлибры.

у старого карьера
мы пили горькое вино
и черпали руками звёзды

говорили о том
что мир тлеет а не горит
что жизнь это обман
а люди марионетки

мы хотим жить
счастье подавай
кричали мы в небо

сегодня я один
на берегу карьера

выплеснул вино в воду
сжимаю в кулаке
твой амулет

   И вот этот очень пришёлся по душе, с финалом:

Я реву,
как будто несут выкидывать
бабушкину хрустальную люстру,
и никак
не могу
остановиться.

   Запомнились фотографически точные метафоры, зацепили строки, за которыми ярко вставали картинки, как чётко очерченный эскиз:

котёночье сердце

Боженька плачет – нет у него правильного карандаша.

Только на роль Пилата
Нет никого пока.

кричала кошка, встретившись глазами
с безмолвьем остановленного мига.

Третий десяток казался игольным ушком,
Можно продеть похмелье и штопать веки –
Ты не в ответе. Но сеется сквозь прорехи
Солнечное пшено – золотой пушок
Что надо лбом младенческим
Мягким венчиком.
Страшно и хорошо.
.....

   Вы прекрасны, мои сотоварищи по альманаху-45! Спасибо за то, что снова дали окунуться в многоцветный искрящийся мир «45-го калибра»!

Екатерина Малофеева,
член жюри конкурса «45-й калибр»