Верстакова Мария. Аттракцион


«Колокол». Евгений Волков,
«Стеклограф», Москва, 2020 г.

«Но я ловлю себя на каждом слове»

   Стихи Евгения Волкова могут быть восприняты как аттракцион. Текст за текстом взлетаешь в вихрь звуков и смыслов. Останавливаясь лишь затем, чтобы не укачала карусель созвучий. Очень уж насыщенная ткань стиха, все происходит одновременно в странах, эпохах и известных нам культурных системах. Как в стихотворении «Колокол»:

и ждет шестимоторный серафим
меня на перепутье иногда —
пока волчица вскармливает рим
и в вифлееме на небе звезда…


   Или в «из бранных слов все избранные речи» — здесь физически кружится голова от скоростного виража, как это мы, одним махом куриного крыла унесенные от Державина, ударились о Бродского:

я грязное животное —
я червь
куриный бог простреленный навылет
и только твои ноги на плече
меня на эти строки вдохновили


   В стихе «мне некуда бежать из этого предела» во всего трех строчках считываются отсылки к Гомеру, Гоголю, Достоевскому, Окуджаве, детской считалке и бог еще знает чему:

я пресловутый грек приплыл куда не надо —
искал свое руно добыл себе шинель
и вышел из неё чтобы смотреть на стадо


   Любопытно, какие именно приметы нашего времени, или «пепел одноразовой эпохи», захотел отметить Волков в стихотворении «Шоппингауэр»:

куда бы твой был не причален чёлн —
к булыжнику мошонку пригвоздили
и разум спит чудовищами полн
покуда не наткнется на будильник


   Стихи Евгения Волкова интерактивны. Читатель додумывает их вместе с автором. Отсутствие знаков препинания позволяет извлекать из текста и толковать любой фрагмент по своему усмотрению, произвольно сшивать слова из слогов-запчастей, соотносить между собой те или иные строки:

здесь вечный жид пакуя чемодан
без чемодана хочет сделать ноги
и кар навалом там где кар навал —
уродов множит в поисках джедая
идет по кругу клики ум ножа я
ах если бы я этого не знал —
и жил себе за пазухой у бога
где цел овал который целовал


   Один из его излюбленных приемов — разрезать слова — позволяет выплавить из полученных сочетаний столько неожиданных, не замечаемых раньше смыслов. Так строчка из стихотворения «Колокол» наполняет пространство зримым гулом: «и кол о кол давно по мне звенит».
   А простое деление напополам слова «позабыта» надолго подвешивает оперативную память в попытках разгадать непривычное значение: «где поза быта ложь».
   Непривычным блеском мрачного каламбура заиграло наречие — «сливаются в родное зао дно». А в оммаже Блоку «в соседнем доме окна жолты» Волков органично вписывает в знакомые ритмы новый образ: «и вече рам по вечерам».
   В стихе, название которого заигрывает с пушкинским Фаустом («мне скучно бес в умышленном раю»), автор преломляет советские морфемы и аббревиатуры сквозь теологическую призму: «мой рай со бес который неб освод».
   В стихотворении «Театр» Волков упоительно и без потери смысла играет ударениями и ритмами:

покуда действо длится наугад —
ходатаи таят ходы и даты

весь мир театр похожий на тюрьму —
где я без лишних слов играю роли
и где слова меняю на пароли
и верю сомерсету
моему…


   Нередко в его стихотворениях просятся к цитированию не катрены, а отдельные яркие строчки или двустишия. С этой точки зрения поэзию Волкова можно назвать афористичной:

когда у правды нет литературы —
куда ни плюнь все попадаешь в бровь


   Автор передает привет от футуриста Алексея Крученых, не сброшенного с корабля современности до тех пор, пока такой ключевой культурный код может быть читателем радостно узнан:

и дыр был все же щил в дыре забытой богом…

   А вот снова остроумное перепевание пушкинской строки, в данном случае — слов Марины Мнишек из «Бориса Годунова»:

стою и жду не мачо но мачете

   Можно найти в текстах Евгения Волкова и описание литературного труда, точное и лаконичное:

но я ловлю себя на каждом слове

   Интересно заиграла в волковской огласовке Абу-Даби, столица Эмиратов. Теперь очевидно, что именно туда отправляются за тридевять земель, за кудыкины горы, туда, не знаю куда, чтобы добыть то, не знаю что:

и бродит сарацин что едет в абы-дабы

   Красивое звуковое и семантическое сближение отыщется и в стихотворении «из бранных слов все избранные речи»:

когда ничто не ново под луной
меня как волка тянет к вокализу


   Заметно, что автор отдает главную роль именно музыке стиха, звуковая составляющая поэзии — стихия, в которой он чувствует себя уверенно. Водоворот значений и созвучные повторы в текстах Евгения Волкова погружают в медитативный транс:

и вол очковой синий вол —
уже исполненный ночами
найдет дорогу в сити молл
и крылья чьи-то за плечами


   Еще один отличный пример звукописи. В этих строчках рисуется и упоительный первобытный ритм, и даже картинка ритуального костра и блестящих в темноте тел:

пусть за меня её коснется там —
где бьют там тамы тела о гол тело


   Складывается ощущение, что свои настоящие чувства и мысли поэт скрывает под маской пересмешника, словесного жонглера/акробата. Волков избегает драм и конкретизаций, зато щедро сдабривает тексты темами телесности, секса и алкоголя:

и бродят лица около лица
околица идет опохмелиться («Налейтмотив»)

нужду справляя в мире и тепле («Колокол»)

с одеттой неодетой и поддатой (Карнавал)

подшефные гуляют подшафе («неладно что-то в королевстве датском»)


   У прочитавшего это изящное решение загадки про ножницы навсегда сдвинется картина мира: канцелярский предмет почти ни при чем, суть образа — в единении мужского и женского начал!

и не заходит гвоздик насухую
туда где посередине нет конца

   Временами кажется, что переставляемые автором фрагменты мировой художественной культуры в новых сочетаниях еще не несут самостоятельного смысла, как будто ребенок собирает из звуков слоги, или формирующийся человек складывает свой абырвалг. И все равно безусловно увлекательно следить за его игрой, за вдохновенным поэтическим бормотанием:

ждет лета лорелея или рая
и мама пони чтобы пони мать


   Но затем элементы склеиваются, составляя эпичные картины нового мира переплетенных смыслов:

смерд кается
пора идти домой
куда ведет дорога кольцевая —
куда идет иуда без идей
но с нами бог поскольку бог вайфаен
вай фаен бог поскольку он везде


   Однажды узнав наполненный цитатами и аллюзиями поэтический почерк Евгения Волкова, трудно будет спутать его с чьим-либо другим:

не долго вечен с беглых яблонь дым —
кому покой а дураку дорога
и замысел когда бог отворим
для зверя для цветка для бандерлога…