***
Когда родилась моя внучка Анна,
Мы всей роднёй
Стали вращаться вокруг неё,
Как Луна вокруг Земли
И как Земля – вокруг Солнца.
Боже мой! Наконец-то на старости лет
Я с грехом пополам усвоил
Школьный курс астрономии…
***
Со дня своего рождения
Моя внучка Анна
Стала центром Вселенной
И внесла свои
Весьма существенные коррективы
В моё представление о мироздании.
Отныне
Земля, Луна и Солнце
Вместе со мной
Являются её спутниками
И вращаются вокруг неё.
***
В последние несколько месяцев,
после рождения внучки Анны,
утренний свет
проникает в наш дом
не через окна,
а из её кроватки.
***
Моя трёхмесячная внучка Анна
смотрит на меня оливковыми глазами
и всем своим видом говорит:
смотри, каким должно быть совершенство.
А писать стихи, вроде твоих,
может каждый дурак...
***
Стоит моей
Двухлетней внучке Анне
Увидеть где-нибудь
Зажжённую свечку,
Как она начинает
Весело хлопать в ладоши
И истошно кричать:
“День рождения! День рождения!”
Ах, я жизнью готов расплатиться
За то, чтоб я тоже не знал,
Чтоб не ведал ни сном ни духом,
Что зажжённые свечи бывают
Не только на дне рождения.
***
Я абсолютно уверен,
Что никто в этом мире
Не умеет радоваться жизни так,
Как моя десятимесячная внучка Майа.
Чтобы показать вам,
Как её радует жизнь,
Она энергично машет ручками,
Дрыгает ножками,
Безостановочно что-то лопочет,
Улыбается миру
Глазами, губами и щёчками,
Всем, чем только можно улыбаться.
Всем своим видом
Она утверждает,
Что знает о жизни всё.
А собственно, что в ней такого
Сложного и непонятного?
Если тебя накормили,
Если тебя напоили,
Обмыли твою
Основательно обкаканную попочку,
Поменяли тебе подгузник,
Уложили в родную кроватку,
То почему бы не улыбнуться
Во весь свой беззубый рот,
Почему бы не помахать ручонками,
Почему бы не подрыгать ножками,
И почему бы не радоваться жизни
Так, как никто не умеет?
***
До недавнего времени
Я не замечал за собой
Садистских наклонностей.
Но теперь мне стало нравиться
Наблюдать, как плачет
Моя годовалая внучка Майа.
Для меня большое удовольствие
Видеть, как она обиженно
Выпячивает нижнюю губку,
Хмурит рыжие брови,
Смотрит на тебя исподлобья
Затуманенным от навернувшихся слёз взлядом
И всем своим видом показывает,
Как сильно она тебя ненавидит
За то, что ты положил игрушку
Так далеко от неё,
Что до неё - ползти и ползти.
И это - притом, что кто-кто,
А уж ты-то доподлинно знаешь,
Что ползает она ещё не очень.
Затем она набирает в лёгкие
Как можно больше воздуха,
Делает минутную предгрозовую паузу,
И разражается истошным криком.
Не знаю, не знаю, возможно,
Мне следует провалиться под землю,
Но я просто стою и смакую
Этот концерт по моей заявке.
Но я - поверьте мне на слово -
Ничего не могу с собой поделать:
Уж очень вкусно
Это всё у неё получается.
***
…А в Хьюстоне – дожди, дожди, дожди;
А Хьюстон – далеко, за океаном.
И там – моя кровинка, внучка Анна.
Так хочется прижать её к груди!
А в Хьюстоне – дожди, дожди, дожди.
Душа и сердце – там, за океаном.
Дружу с тоской-печалью окаянной;
Вдруг так кольнёт, что Бог не приведи.
Мне внучку Анну не прижать к груди.
Мне мало «Скайпа», мало слышать голос.
Жизнь раскололась, сердце раскололось.
…А в Хьюстоне – дожди, дожди, дожди…
***
Моя бабушка -
мудрая женщина -
души на чаяла в своих внуках,
но при этом часто повторяла:
"Вы - черви,
поедающие моё сердце".
Должно было пройти много лет,
чтобы я осознал, что я - яблоко,
которое до беспамятства любит
этих маленьких, милых, красивых,
шумных, крикливых,
неугомонных червячков,
поедающих его сердце.
***
Если Ломоносов мог написать
Оду в честь Императрицы
Елисаветы Петровны,
Если Державин мог посвятить
Оду Екатерине Второй,
То с какой такой стати я должен
Лишать себя удовольствия
Посвятить обычное стихотворение
третьему дню рождения
Повелительницы моего сердца,
моей внучки Анны?..
Замечу по этому поводу,
что мы тоже не лыком шиты
и по мере необходимости
умеем в стихах изъясняться
"высоким штилем"...
***
Когда моя внучка Майа
училась ходить,
мне приходилось долго-долго
уговаривать её
отпустить мою руку
и сделать хотя бы один-единственный
самостоятельный шаг.
Теперь она ходит самостоятельно,
и мне приходится
долго, очень долго
уговаривать её
хотя бы изредка,
хотя бы время от времени
держаться за мою руку.
***
Современная психология
утверждает,
что главной проблемой
двухлетних детей
является то, что они
сами не знают, чего хотят.
Я до сих пор был уверен,
что мне ещё только предстоит
впасть в детство -
конечно, если только доживу
до преклонного возраста.
Но теперь -
в свете новых научных теорий -
я начинаю осознавать,
что никогда не выходил из детства,
поскольку никогда не знал,
чего я хочу.
***
“Я люблю, когда в доме дети,
И когда по ночам они плачут”.
Иннокентий Анненский
И всё же лучше, когда дети спят.
***
Когда мы с братьями и сёстрами
были маленькими,
отец убеждал нас,
что в жареной курице
ему больше всего нравится шея.
И он со смаком
обсасывал каждую косточку.
А мы удивлённо смотрели
и думали: как это можно любить
куриную шею,
в которой ничего съедобного?
И только много лет спустя
мы поняли, что он так поступал,
чтобы нам доставались
ножки и крылышки с грудкой.
А сегодня, садясь за обеденный стол
со своими детьми,
я кладу себе куриную шею -
разве может быть что-то вкуснее
этих косточек-хрящиков,
которые я наловчился
долго и смачно обсасывать?..
***
Мой девятимесячный внучек Армен
играючи достаёт до рта
большими пальцами своих ножек.
И при этом
хитро посматривает на меня:
мол, а ты так можешь?
Нет, отвечаю я,
у меня этот фокус
не получается.
А если бы получался,
то я время от времени
чесал бы ногой себя за ухом.
***
Стоит моему
Шестимесячному внуку Армену
Завидеть салфетку,
Как он начинает хныкать,
Недовольно дрыгать
Ручками и ножками
И отчаянно вертеть головой.
Он доподлинно знает,
Что эта противная салфетка
Непременно пришла по его душу,
И что сейчас
Его вечно сопливому носу
Снова не поздоровится.
Кто-то скажет,
Что это работает
Условный рефлекс,
Но мне почему-то
Видится в этом
Дедукция.
***
Всех моих внучат -
Анну, Армена и Майю -
Каким-то образом угораздило
Родиться и жить в Америке.
Америка,
Таким образом,
Стала для меня
Страной Внуколяндией.
***
Мой шестимесячный внук
То и дело
Засовывает большой палец
Между указательным и вторым.
При этом ему очень нравится
Торжественно показывать
Эту комбинацию из трёх пальцев
Каждому встречному
И поперечному.
Тётенька ему:
- Ах, какой же ты
Славный, смешнючий!
А он ей рученькой:
Накося-выкуси!
И, ловя на себе
Укоризненные взгляды родных,
Я каждый раз
Сконфуженно пожимаю плечами:
Ну, а я здесь причём?
Официально заявляю вам,
Люди,
Я своего внука
Этому
Не учил.
***
Маленькие дети — это крик.
Маленькие дети — это плач.
Маленькие дети — это шум.
Маленькие дети — это смех.
Маленькие дети — это счастье.
Маленькие дети — это жизнь.
***
Мой двухлетний внук Армен
Наделён способностью
Вечно обо что-то ударяться
И набивать себе шишки,
Получать синяки.
И тогда он включает сирену
И стремглав подбегает ко мне,
Чтобы я своим целительным поцелуем
Вылечил больное место;
Затем он берёт меня за руку
И ведёт к провинившемуся столу,
Чтобы я
Примерно его наказал
И при этом ещё приговаривал:
“Вот тебе, вот тебе, вот тебе -
Чтоб ты знал своё место,
Чтобы было тебе неповадно”.
...А знаете, приятно сознавать,
Что я хоть для кого-то в этом мире
Самый авторитетный врач
И восстанавливатель справедливости…
***
Любимая игра
Моего двухлетнего внука Армена -
“Угадай желание”.
Он то и дело подводит меня
К стеллажам, на которых покоятся
Разные предметы и игрушки,
И, взгромоздившись на меня,
Мычит что-то очень и очень
Невразумительное и нечленораздельное,
Указывает пальчиком
На самую верхнюю полку,
И требует дать ему то,
Что ему приспичило
Заполучить.
Я поочерёдно беру в руки
То один предмет, то другой,
Но каждый раз оказывается,
Что это совсем не то,
Что ему нужно.
При этом
Каждая моя ошибка
Вызывает в нём сильный приступ
Возмущения и негодования.
Проблема в том,
Что он и сам не знает,
Чего он всё-таки хочет.
Получается точь-в-точь как в сказке:
Иди туда - не знаю куда,
Принеси мне то - не знаю что…
В этой игре
Ни при каком раскладе
Мне победа не светит.
Во всяком случае,
До сих пор ни разу
Мне не удавалось угодить ему
С первой попытки.