Фрейдгейм Лазарь. Россия - взгляд со стороны

   Чрезвычайно распространена позиция: в чужой монастырь со своим уставом не суйся. Мне представляется, что независимость от сиюминутных изменений в среде обитания позволяет незашоренным взглядом всмотреться в события и предложить, конечно, субъективные, но независимые оценки.

Не сметь свои суждения иметь...

   В России приняты законы, предлагающие ввести ответственность за распространение в информационных сетях сведений, выражающих в неприличной форме явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам, Конституции и органам госвласти в РФ. Границы дозволенного в критике определены в чрезвычайно неоднозначных понятиях. Ясно одно: новые законы позволяют навесить на шею нежелательному человеку весьма тяжёлое ярмо. Компьютерные сети превращаются в сети возможных преследований и обвинений.
   Кто бы объяснил, что и от кого ещё недостаточно защищено? Ни фига: как в атаку на боевом танке, всё подминая под себя, навешиваются новые кандалы для всех неугодных. Нет, не противников и врагов каких, а просто против любого средства массовой информации или журналиста, что не пришлись по оценке невыспавшегося дяди ко двору. Своему личному. Пространству, огороженному невысоким палисадником...
 
"А судьи кто? – За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времён Очаковских и покоренья Крыма".

   Ещё герои Писемского говорили: "хочу, мол, так и сделаю, а ты моему нраву не препятствуй". Небось за много лет эти нравы укрепились, препятствовать стало ещё опасней - не плетью, так тюремной решёткой огрести можно. Без суда и следствия, по представлению прокурора. Немедленно!!! - так и сказано - под угрозой приостановки действия "провинившегося". Можно представить, что останется в зоне доступности после применения подобных уложений...
   Не слишком ли быстро приближается насущная потребность в языке древнего Эзопа? Если за политическое неприятие сегодняшней правительственной позиции положено наказание, то долго ли придется ждать пряника за ублажение и облизывание?.. Впрочем, современное российское государственное телевидение такие пряники и раздаёт.
   Мало осталось людей, позволяющих себе в российской печати или эфире открыто сказать нет. Тьму назвать тьмою. Их имена не звучат в государственных СМИ, но их самоотверженность заставляет особо прислушиваться к их голосам. Неназываемый Навальный, Шендерович, Гозман... Мало их, и с каждым днем кажется всё чётче, что дни звучания их голосов истекают. Экран-стенка, этакая реинкарнация старой глушилки, всё плотней...
   А может быть это законы, преследующие цели ограничить "несвоевременные мысли", которые не давали покоя ещё Максиму Горькому. Его несвоевременные мысли ставили тяжелый диагноз нахлынувшим на Россию порядкам: "вожди народа" не скрывают своего намерения зажечь из сырых русских поленьев костер, огонь которого осветил бы западный мир, тот мир, где огни социального творчества горят более ярко и разумно, чем у нас, на Руси. Костер зажгли, он горит плохо, воняет Русью, грязненькой, пьяной и жестокой".
   С жёстким отторжением в период ссылки в Михайловском А. Пушкин писал Вяземскому: "Ты, который не на привязи, как можешь ты оставаться в России? Если царь даст мне свободу, то я месяца не останусь. Мы живем в печальном веке"...
   Иногда сложно дифференцировать высказывания в произведениях и личное отношение (не литературного героя, а человека-автора). И. Тургенев в романе "Дым" пишет: "Если б провалилась Россия, то не было бы никакого ни убытка, ни волнения в человечестве". Голос литературного героя или писательское эго? Кого тащить в каталажку? Ф. Достоевский писал, что лично Тургенев объяснил ему, что это его основное убеждение о России.
   Другой классик политических дел наших дней говорил с точностью до наоборот, что "Зачем нам такой мир, если там не будет России?"
   Глинка пишет оперу "Жизнь за царя", проникнутую духом патриотизма. Чайковский отзывается о "Камаринской" Ф. Глинки: "Вся русская симфоническая школа, подобно тому, как весь дуб в желуде, заключена в симфонической фантазии "Камаринская". И при этом композитор с удивляющей откровенностью не приемлет Россию своих дней. Сестра композитора Л.И. Шестакова в "Русской старине" рассказывает о душераздирающем эпизоде: "27 апреля 1856 года Михаил Иванович, уезжая из России в Германию, разделся на границе... догола, до самого гола, бросил на землю платье, чтоб и духу русского с собой случайно не прихватить, плюнул на русскую землю и крикнул: "Дай Бог мне никогда больше не видеть этой мерзкой страны и ее людей" - и шагнул под шлагбаум".
   Слышна перекличка с современными строками А. Розенбаума:

Везде ворьё, куда ни плюнь,
И всяк из них летит на царство…
Я Родину свою люблю,
Но ненавижу государство!

   Традиция моральной ответственности интеллигента за свою страну проходит сквозь века. Булат Окуджава в частном письме 1989 г. пишет: "Я и раньше знал, что общество наше деградировало, но что до такой степени - не предполагал. Есть отдельные достойные сохранившиеся люди, но что они на громадную толпу?.."
   Не менее выразительно воспринимается неприятие быта и порядков, как бы в детском восприятии. С виду - в прямом одобрении и надежде, а, если приглядеться, в негативном неприятии... Вот эзопова "похвала" в строках "Кондуита и Швамбрании" Льва Кассиля:
   "Мечтаем, чтоб красиво было. У нас, в Швамбрании, здорово! Мостовые всюду. Потом ещё сахару - сколько хочешь. Похороны редко, а кино - каждый день. Погода - солнце всегда и холодок. Все бедные - богатые. Все довольны. И вшей нет".
   Это мечты - с уходом от знакомой герою действительности: без сахара, с частыми убийствами-похоронами, бедностью и вшами. О сопоставлении каких это краёв пишет писатель?.. Не грозят ли писателю и его героям эксгумация и строгая нелицеприятная оценка по законам сегодняшней России?
   К особой категории может быть отнесено имя писателя Виктора Астафьева, в котором одинаково искренне сочеталась судьба солдата и "деревенщика", русского патриота и националиста. В 1942 г. он ушел на фронт добровольцем, пройдя всю войну суровыми дорогами, в 1945 г. демобилизовался в звании "рядовой". Его "Прокляты и убиты" возопят об окружающей реальности: "Добить, дотерзать, допичкать, додавить защиты лишённого брата своего - это ли не удовольствие, это ли не наслаждение - добей, дотопчи - и кайся, замаливай грех - такой услаждающий корм для души".
   Корреспондент журнала "Столица" в тяжелый период реформирования страны в 1992 г. задал Булату Окуджаве вопрос о том, что кажется ему самой страшной бедой страны? Ответ барда был о людях: "То, что мы строили противоестественное, противоречащее всем законам природы и истории общество и сами того не понимали. Более того, до сих пор по-настоящему степень этой беды мы не осознали… Мы по-прежнему не умеем уважать человеческую личность, не умеем видеть в ней высшую ценность жизни, и пока всё это не будет у нас в крови, ничего не изменится, психология большевизма будет и дальше губить нас и наших детей. К сожалению, она слишком сильна и разрушительна, и необыкновенно живуча".
   Дальнейшие годы мало добавили оптимизма... Народ задёрган, народ сепарирован потоком Крымов-Донбассов-Сирий-Венесуэл, да и разных Московий с их гиперзвуковыми ракетами и ядовитыми помойками. Вспомнилась отрыжка былого из видавшего виды портфеля Михаила Жванецкого: "Ничто так не сплачивает народ, как похороны руководства".
   Высказывания великих или как минимум значимых и памятных нам людей, в разные века выплеснувших свою боль за судьбы России, таят в себе плотную связку душевной боли со слабым проблеском невысказанных надежд. И площадной крик, и шёпот дружеского застолья - об этом...
   С позиций сегодняшнего российского закона следует считать их нарушителями общественного порядка, объектами административного или уголовного преследования? В особенности, если принять к сведению замечание Алексея Навального, что "любая правда про эту власть звучит как оскорбление".
   Повезло большинству из возвысивших голос: срок давности истёк, да и российскому правосудию, по-видимому, не дотянуться до врат упокоившего их рая...

Совсем не шутки... 

   Порой кажется, что в России идёт постоянный конкурс на лучшую первоапрельскую шутку, на самые яркие предложения. В политических начинаниях российских властей, что больших, что малых; что исполнительных, что законодательных, есть поразительная особенность - всё преобразовывать в говно. Или так: "что ни делает дурак, всё он делает не так..." Из всего, в лучшем случае, получается "автомат Калашникова", а в общем случае - очередное насилие. Над людьми, над совестью, над правом.
   Под звуки фанфар делегация российской Госдумы (осторожный Познер дал ей как-то кликуху ГосДура, по оговорке, как он сказал) отмечала юбилей присвоения Крыма Россией. Самый главный предводитель законодателей, сейчас к этому посту приставлен Вячеслав Володин, заявил, что Украина должна выплатить России контрибуцию за 25 лет неправильного руководства Крымом. Дескать не того качества полуостров покрали, пусть Укры ещё и доплатят. Я бы очередной закон принял: если бандит что ущербное прикарманил, то ограбленный должен компенсировать недостаток. Немедленно!..
   Думай-думай самый умный человек - до такого додуматься сложновато будет. Но тому, кто сумел дойти до глубокой истины: «Есть Путин — есть Россия, нет Путина — нет России», тому всё по плечу. Можно было бы громко посмеяться над идеей такого дополнительного наказания ограбленного, если бы это предложил уличный сумасшедший. Но здесь предложение звучит из уст одного из первых лиц государства. Какое-то неудобное состояние от такого государства и таких первых лиц...
   Я пока не успел пошарить в Яндексе или в Google и посмотреть, сколько выплатила Российская федерация - правопреемница СССР - Литве, Латвии, Эстонии или Казахстану, Грузии и далее по списку. Но обещаю, обязательно уточню, чтобы понять, в какие суммы должен обойтись запрашиваемый куш. Да и кто кому должен платить, это тоже требует уточнения...

   Есть в блатном мире такое понятие: крыша. Некогда трудно воспринимаемое, но путинская Россия довела это понятие до мозга даже маленьких детей. Приходят, этак, к тебе солидные, накаченные дяди и говорят, что мы хотим тебя защитить от врагов. Без слов ясно: плати, иначе останешься в том, "в чём мать родила". Российский сенатор внёс проект закона о как бы российском независимом интернете, чтобы защитить, не дай бог, от бесчинств "заклятых друзей". Кому не понятен такой вариант: будет надобность, и получишь ты, пользователь, от мертвого осла уши, а не быстродействующий интернет.



Кликушество 

   Долгое государство Путина, глубинный народ - новая, претендующая на историчность терминология, вброшенная Владиславом Сурковым. В его статье "Долгое государство Путина" высказано много восторженных пакостей - очень сомнительных по духу, очень проникновенных по стилю.
   В. Сурков не какой-нибудь щёлкопёр, бумагомарака. Он был заместителем руководителя администрации президента России, а сейчас остается его помощником. На его служебных путях немало заметных вех. Это многолетне звучавшее определение "суверенная демократия". Это шумные проявления созданных им молодёжных организаций "Наши", "Россия молодая", "Молодая гвардия", "Сталь" и "Местные".
   В подобных публикациях можно пытаться выделить "зерно", а можно подавиться схоже звучащим... Невольно вспоминается провоцирующее название, не чуждое автору, - "Околонуля". В не очень старой сказке "Ситечко" для отбора хорошего от плохого старик придумал автомат: загрузил, на выходе всё лишнее сепарировалось. Здесь возникает задача: отделить зерна от плевел, буковками выраженных. Загружаешь массу (слов или чего другого), на выходе - извольте - главное.
   Воспользуемся подновлённым сказочным аппаратом. Получаем... Что вы думаете? "Никогда не было и вот опять": культ. Причем особый вариант: личности как бы нет, а культ есть и главное - будет. Уже не цветочки, а ягодки. Не на годы, не на десятилетия, а на век!..
   Сурков вывел на авансцену новое звучание понятия "путинизм". Это слово уже много лет звучит, но в устах мало пропагандируемых политических деятелей. С этакой отрицательной или, в лучшем случае, иронической коннотацией. Как бы из ряда - национализм, гитлеризм, фашизм. Можно отметить важный момент: в совсем не случайном тексте это определение поднялось на уровень некогда славных и даже великих - марксизм, социализм, ленинизм (вот бы еще с прописной буквы начать писать!). У Суркова "путинизм" явился символом силы и перспективности развития долгого путинского государства.
   Особый акцент сделан на взаимодействии путинской политики государственного управления с народом, которому присвоено не четко определенное название "глубинного". Вчитаемся: "все институты подчинены основной задаче — доверительному общению и взаимодействию верховного правителя с гражданами. Различные ветви власти сходятся к личности лидера, считаясь ценностью не сами по себе, а лишь в той степени, в какой обеспечивают с ним связь".
   Невольно возникает лермонтовская аллюзия:

Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

   Только без прощания с некогда обреченной Россией, а с приветствием на долгие годы. У Суркова это преподносится почти как евангельская молитва: "Господь будет царствовать во веки веков. Господь, царство Его пребудет вовеки и на вечные времена".
   Со странным оптимизмом прозвучала мысль о территориальном расширении страны. "Обрушившись с уровня СССР до уровня РФ, Россия рушиться прекратила, начала восстанавливаться и вернулась к своему естественному и единственно возможному состоянию великой, увеличивающейся и собирающей земли общности народов". Крым, юго-восток Украины, кому готовиться к этакому естественному продолжению истории путинского государства? Беларусь, Казахстан - на выход...
   На заре АТО на юго-востоке Украины - первые дни президентства П. Порошенко - в частном разговоре с близким человеком, который "по совместительству" является одним из самых весомых российских экономистов, я выступил в качестве пророка, сказав, что противостояние Украины и внезапно сформированного военного сброда в отдельных районах Донецкой и Луганской областей продлится недолго. Мнение другого участника было лаконично: напряжённость продлится долго. Она выгодна с позиций современного российского руководства. Пять лет расставили четкие оценки, показав, что профессионализм намного выше дилетантской псевдо интуиции. Я слабый человек: мне жаль, что я оказался неправ. Я мрачно удостоверился, что "против лома нет приёма". Это символ и знамя политического самодура с больным самолюбием.
   Создалось впечатление, что в статье Суркова есть противоречие между стилем изложения и смыслом написанного. Высокий стиль написанного как бы навязывает материал интеллектуалам, простота посылок, если предполагать их осмысленность, должна дойти до "глубинного народа". Зачем? Почему? Для чьего мозга предназначено всё это?
   А вдруг все мои размышления от лукавого. И в основе текста не авторские оценки многих аспектов сегодняшнего дня России, а закамуфлированная ирония. В статье упомянуто имя известнейшего американского мистификатора Финеаса Барнума (Phineas Taylor Barnum) - может, неспроста? И есть какой-то особый подтекст, плохо читаемый нами, смертными? Дай бог... Может, в длинном тексте упрятана политическая мистификация смелого человека. С удовольствием бы поверил, но многолетние проправительственные ухищрения Суркова, как мне кажется, не оставляют места для такой привлекательной интерпретации.
   Царство Путина, долгое государство Путина - крикливо звучит в ушах. Автор обещает, что это на весь текущий век. Печальный прогноз для страны и мира!..

Путинизм на российском знамени... Ну как без "измов"?

   После появления многословного трактата В. Суркова "Долгое государство Путина" казалось, что на какое-то время лимит проявления верноподничества в России исчерпан. Комплименты в адрес российского президента достигли апогея. Определение "путинизм" прозвучало как естественная характеристика политики солнечноликого президента В.В. Путина с прогнозом долгого государства Путина, не регламентированного даже земной жизнью президента. "Отныне и во веки веков!"
   Нет, этого фанфарного зова, поддержанного многоголосой телевизионной российской пропагандой, мало. По проложенной тропе пошли продолжатели и толкователи провозглашенного идейного течения. А. Чадаев без обиняков назвал свой труд "Вопросы путинизма". Тем, кто постарше, вспомнится эпохальный труд другого гения всех времен и народов, бессмертного И.В. Сталина "Вопросы ленинизма". Это был солидный фолиант, переиздаваемый почти ежегодно астрономическими тиражами, - настольная книга каждого партийного работника, тяжелый крест для каждого студента.
   Кажется, что в успешном движении вперёд в прошлое Россия не упустит и эту возможность последовать историческому примеру. Новое учение - путинизм, - конечно, будет достойно идейных примеров советского прошлого. Прислужники идейного фронта не упускают возможности поискать счастья и погреть руки.
   Для просветления наших затемненных мозгов полистаем в дополнение к сурковскому трактату "Долгое государство Путина" ещё и А. Чадаева "Вопросы путинизма"... Мысли авторов столь афористично чётки, что, если вы не чувствуете априорно оскомины от подобных названий, то ни головной боли от длительного постижения, ни рвотного инстинкта у вас не случится. Ну что жаловаться на стужу, метель или грозовые облака?.. На барометр или на термометр, которые демонстрируют происходящее.
   Читаешь подобную российскую лабуду и, кажется, что к маршу по команде готовы тысячные колонны с зазывными транспарантами и ста тысячами портретов человека с усами (ой, простите, опять вспомнилось описание давнего времени из "Москвы 1937" Леона Фейхтвангера) - нет, нет - без усов, с возрастными залысинами...
   "Путин — это мегауспешный мировой бренд. Путин — это сильный и самостоятельный лидер, который чуть ли не единственный в мире способен дать отпор зарвавшимся англосаксонским претендентам на мировое господство".
   Я подумал, а можно ли еще добавить елея? Моих способностей на это не хватило. (Все дополнения больше на иронию смахивали). Маргарет Тэтчер когда-то писала: "Быть могущественной — это как быть настоящей леди. Если вам приходится напоминать людям, что вы ею являетесь, то это точно не так".
   Я бы, немного перефразируя слова известной песни, сказал:

Пропагандист наш всегда живой,
Пропагандист наш всегда с тобой...
(и мы все знаем с кем, с тем - единственным, верой и правдой).

Случайность или закономерность 

   Идеи реформирования зачерствевшего за 75 лет общества реализовывались в муках. И в итоге - заштатный Путин... Траектория движения петербургского мальчика к верхам не была стремительной. В пореформенной России после клоаки надзорной работы в Ленинградском университете его "породнили" с ершистым и ярким провозвестником новых идей Анатолием Собчаком.
   Путинские функции там были многоплановыми. Не без молчалинских жизненных ориентиров:

"Мне завещал отец:
Во-первых угождать всем людям без изъятья;
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была."

   Справился!..
   Но петербургская мэрская роль Собчака закончилась появлением в 1996 году в качестве губернатора Петербурга В. Яковлева, не требовавшего КГБешного контроля (сам из тех кругов). Путина переводят в Москву для подстраховки от загогулин Ельцина. Он и тут справляется и в новогодней сказочной метаморфозе взметается на самый верх.
   Путинские представления о развитии общества, как мне кажется, когда-то очень ярко прозвучали в его сентенции о судьбах прошлых поколений своей семьи. Он "с удивлением и удовольствием" ознакомился с исследованиями своей родословной, которую провели историки. По словам президента, в церковно-приходских книгах удалось обнаружить его предков вплоть до XVII века. "Что меня удивило и порадовало, - сказал Путин, - все мои родственники жили в Тверской губернии, начиная с XVII века, в одной и той же деревне и ходили в одну и ту же церковь".
   "Какова была стабильность российского общества!", - восхитился президент.
   Стоит ли стремиться к такой стабильности? Мне кажется, что России сегодня нужна совсем другая стабильность, дающая возможность гигантским поступательным шагам в Европу, необходимость которых понял еще Петр I, стабильность - без войн и агрессии. Ну, а что касается Владимира Путина, может быть, для России было бы совсем не плохо, чтобы он не покидал родную деревню и ходил в ту же церковь.

Реальные вопросы - мнимые ответы

   Говорят, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Зачастую культ руководителя и обещание нирваны подменяли реальность. Будущее поколение будет жить при коммунизме - Хрущев. 10-20 лет преодоления временных трудностей - Горбачев. Ельцинские преобразования и тяготы без иллюзий скорых радостей. 2-3 поколения до плодов счастья от путинизма... Путинское движение без раскачки со скоростью в несколько раз меньше мировых примеров...

Товарищ, верь!
Взойдет она - заря пленительного счастья...

   "Наша история — это такты раскачки «русского маятника», когда каждая следующая эпоха в той или иной форме отрицает и преодолевает предыдущую: иногда относительно мягко (как в 60-е и в 2000-е), а чаще крайне жестко (как во всех остальных случаях)". В историческом экскурсе "Вопросов ленин... (pardon) путинизма" читается неожиданный перевертыш отношения небезызвестного министра Мединского к истории России. Вместо восторженного восприятия каждого закоулка исторического пути - отмечается негативные оценки каждого предыдущего периода на давние и недавние времена.
   "Мы так живем уже больше ста лет — раз за разом назначая во враги «проклятое прошлое». При ранних большевиках роль «проклятого прошлого» выполнял «царизм»; при Сталине — былые герои революции, объявленные шпионами и изменниками; при Хрущеве — «культ личности», при Брежневе — «волюнтаризм» и «перегибы» (читай — Хрущев), в Перестройку — «партноменклатура» и «застой», в 90-е — сам коммунистический период как таковой".
   Каждая эпоха, по мнению Чадаева, объявляла предыдущую злом, которое надлежит преодолевать. Все советские знаменоносцы были черны, как печная сажа, и еще чернее. Создается тяжелое ожидание совмещения двух оценок-прогнозов: счастливого путинизма и мрачного наследование государственных мерзостей.
   Трудностям современного путинизма находится духоподъёмное объяснение. Все проблемы порождены болезнями роста, успехами путинизма. Общество "лучшает" слишком быстро. Государство счастливого будущего не всегда успевает за экспресс-улучшением жизни. Проблема дорог - следствие быстрого увеличения числа машин; хотим больше порядка - взрывно выросла численность силовых структур; есть стремление к собиранию земель - дополнительные затраты на Крым и помощь русскому миру... "Действие этой механики — проблемы, вытекающие из успехов — проявляется буквально во всем: даже нынешняя международная ситуация, включая санкции, это тоже расплата за растущую роль и влияние России на мировой арене: то, чего мы так хотели в 90-е, в период нашего максимального унижения".
   В вопросах путинизма, по критериям пропагандиста, - нет трудных вопросов: нынешний день России это "безусловный успех лично президента Путина, его достижение вполне исторических масштабов".
   Чтобы наткнуться на имя Путина в современной мировой прессе не надо производить глубокого поиска. Всякая ли известность почетна? Герострат сжег величественный храм Артемиды в Эфесе. Эйнштейн сформулировал общую теорию относительности... Путин провозглашался журналом TIME "Человеком года". Даже звание "Человек года“ не является почестью и может носить противоположные оттенки. Это не знак одобрения и не признание популярности. "В лучшем случае это трезвая оценка мира, каков он есть, и самых могущественных людей и сил, формирующих этот мир — к худу или к добру", - поясняет TIME. К сожалению, уже год за годом упоминание имени Путина как символа России связано с сугубо отрицательной коннотацией.
   Ну и оглушающий аккорд, от которого не может не заболеть голова практически у всего мира. "Путинская Россия — та сила, которая взялась отстаивать на мировой арене уже списанную было многими идею государственного суверенитета. Если нам в перспективе одного-двух поколений удастся создать признанную всеми как лучшую в мире систему отношений человек-государство — это будет безусловным подтверждением тому, что за Россию Путина мы боролись не зря".
   Поражает система оценок "с потолка", "от балды", без всякой оглядки на реальность. Даже трудно себе представить, что люди могут верить в такое. Аберрация слуха, зрения, чувств!?.. Кажется, именно в этом вопросы путинизма и беды России.
   В России (и не только в ней) все режимы кажутся вечными. А вдруг опять... До поры, до мгновения. И "разбитое корыто"...
   Путинизм, вопросы путинизма, знамя путинизма... Вы думаете, я матерюсь, клевещу, возвожу напраслину на имя предводителя российского общества? Нет-нет и нет! Я пытаюсь войти в поток нынешней официозной общественной мысли истеблишмента современной России: Путин жил, Путин жив, Путин будет жить! Этот век реальной и мистической жизни - без видимых границ. (Признаюсь, мне было бы спокойней за весь мир, включая Россию, если бы путинизм звучал как политическое ругательство. Но что времени до частного мнения?..)
   "Мы можем сказать честно, положа руку на сердце: эту страну интересно наблюдать, но жить в ней не хочется". Да, да - именно так было сказано еще Ильфом и Петровым (но не спутайте - это о давней Америке, а не о сегодняшней России). Писатели умели рубить сплеча. "Город желтого дьявола" - клеймил великий Нью-Йорк в те же времена пролетарский Максим Горький. Прислушаемся: "Иногда, после беседы с человеком, так страстно хочется дружески приласкать собаку, улыбнуться обезьяне, почтительно снять шляпу перед слоном...". (Это тоже не о сегодняшнем руководителе, а о творцах не российских дел)...
   Возможно, глашатаи путинизма чувствуют себя провозвестниками света - "мы молодой весны гонцы, она нас выслала вперед..."! Но свидетельствуют они только о перспективности нашествия царства Вельзевула.
   Один очень светлый человек, пристегнутый судьбой к цирку, говорил: «Не смотри на серую погоду! Праздник внутри тебя — доставай его оттуда и всем раздавай». Хотелось бы следовать этой заповеди. Но российская действительность, жернова власти крушат любые потуги. Ну а если ничего делать не удается, остаётся ехидно улыбаться и держать фигу в кармане. Из-за океана это довольно легко...

P.S. 

"Как посравнить, да посмотреть век нынешний и век минувший..." Не настаиваю на каких-либо параллелях, но при сохранении некоторой способности помнить, легко укладываются на старые полочки славословия очередному властному незаменимому человеку громогласное "одобрямс".
   Всплыли строки (так, случайно, ветром надуло):

Пока во лжи неукротимы
сидят холеные, как ханы,
разнообразные кретины
и государственные хамы,
покуда взяточник заносчив
и волокитчик беспечален,
пока добычи ждет доносчик, —
не умер ... Сталин.
Борис Чичибабин, 1959 г.