Цоглин Аркадий. Крест и вера

   Первые монастыри христианского мира появились в западной части Римской империи вскоре после того, как император Константин объявил о придании христианству статуса государственной религии. Но этот социальный институт утвердился с большим трудом и при самых драматических обстоятельствах

Бегущие от общества 

   Значительная часть населения поздней Римской империи выступали против её политики, и их протест носил религиозную форму. Среди первых христиан-диссидентов возникла категория отшельников-монахов, порывавших с обществом и уходящих в горы и пустыни. Для них были неприемлемы общественные отношения, построенные на насилии, в том числе поклонение традиционным богам, долгое время бывшее идеологией римского государства. Многим римским гражданам из социальных низов особенно ненавистной стала защита империи от многочисленных варварских набегов и уплата растущих податей на содержание армии наёмников. Для рабов и бедняков притягательной была новая религия христиан с её постулатами ненасилия и скорого наступления царства божьего на земле. Выбором таких религиозных отщепенцев был аскетический образ жизни и постоянные молитвенные призывы к доброму богу Иисусу Христу. Они буквально следовали словам последнего: удалиться в уединённое место и подняться на гору, где посвятить себя молитвам за избавление от тягот грешного мира.
   В 3 веке н. э. в Египте зародилось монашеское движение. Одной из влиятельных фигур этого времени становится Павел Отшельник из Фив. Святой Иероним позднее утверждал, что Павел был первым христианским отшельником. Другие источники называют таковым Святого Антония. О последнем известно, что около 290 года, он ушёл из состоятельного дома и поселился в пустой могиле на вершине холма в пустынной местности. Его примеру последовали другие египетские христиане разного этнического происхождения, поселившиеся поблизости и выбравшие Антония своим главой. Но они собирались только на совместные богослужения, проводимые по правилам, придуманным Антонием. В остальное время жили отдельно как анахореты. Это движение было связано с массовыми гонениями на христиан со стороны первых римских императоров. Ещё один египетский энтузиаст, по имени Пахомий, организовал первые монастыри, в которых насчитывалось несколько тысяч монахов обоего пола. Потом монашеские христианские обители возникли в Палестине, где и зародилась изначально христианская вера. Мотивы такого отшельничества самые разные: и фанатическая набожность первых христиан, и тяготы повседневной жизни, и личная неустроенность, и нежелание служить в войсках императора.

Изгои официальной церкви

   Даже после официального принятия христианства императором Константином в 335 году нашлось немало адептов новой веры, обоснованно считавших новую церковную организацию слишком светской, близкой к государству. Отшельничество часто сопровождалось изуверским самоистязанием, добровольным голодом, отказом от плотской любви, вплоть до кастрации. По убеждению этих первых монахов, такие меры самоограничения необходимы, чтобы избежать божьей кары, уготованной для тех, кто не устоял против светских соблазнов. Общим моментом верований того времени было нетерпеливое ожидание скорого явления воскресшего богочеловека Христа во плоти и установления им тысячелетнего царства на земле. Среди адептов монашества встречались иногда и знатные люди. Сохранились письма поэта Осония к его другу Паулину, тоже поэту и сенатору(!),который в среднем возрасте объявил об отказе от своего богатства и удалении в монашескую обитель. Осоний горько сожалеет о решении Паулина и его жены, порвавших с цивилизованной жизнью аристократии и выбравших путь аскетов. Паулин писал в ответ, что он стал избегать «шумных городских сборищ и суматохи церквей, которые могут поспорить с толпами на Форуме».
   Святой Иероним, внёсший своими трудами большой вклад в формирование церковной и монашеской жизни, вспоминал о своём и подобном ему опыте отшельников: « Мои немытые чресла были покрыты бесформенной власяницей; моя кожа из-за долгого пренебрежения ею стала грубой и чёрной, как у эфиопа. Слёзы и вопли были ежедневно моим уделом. И когда сон преодолевал моё сопротивление, и глаза мои слипались, я опускался на голую землю». Иероним объяснил свой уход от мира, тем, что «мир в материальном смысле принадлежит насилию». Видную роль в теологических диспутах середины 4 века играл епископ города Александрии Афанасий. В 341 году он с двумя монахами явился в Рим, и тогда впервые римляне увидели иноков-отшельников, непохожих по образу жизни на большинство христиан. Он стал автором Жития Антония, в котором смешаны реальные факты с фантазией. Это был первый образец жанра жития святых, становившихся литературной модой этого времени. Получил известность энтузиаст монашества Августин, собравший в Северной Африке группу священников для общинной жизни. Он создал трактат «О трудах монахов», в котором утверждал, что монахи должны зарабатывать на жизнь упорным трудом, а не попрошайничеством, и притом постоянно учиться священному писанию, беря пример с апостолов и мучеников за веру.

Монастыри в Европе 

   В Западной Европе первый монастырь был основан бывшим солдатом святым Мартином около 360 года близ Пиктави ( ныне Пуатье, Франция). Мартин подражал Антонию, и в его монастыре тоже были смешанные черты общины и отшельничества. Монахи жили в пещерах и шатрах, встречаясь во время общих молитв и трапез, соблюдали посты. Там началось регулярное переписывание манускриптов с евангельскими текстами, что породило новую традицию, распространившуюся на другие монастыри. Копирование священных манускриптов стало вкладом монашества в систему образования поздней античности и затем средневековья. Культ святого Мартина возник после написания его биографии христианским автором Сульпицием Севером из Галлии. В ней описаны чудеса и смерть Мартина, что доказывало в глазах современников возможность святого подвижничества и в Европе, а не только в Египте. Сульпиций, богатый сенатор, создал в своих владениях новый монастырь. Его усилия были направлены на укрепление власти епископов, глав монашеских общин. Они входили в число правящей элиты позднеримского общества.
   В укрепление монашества как составной части римского христианства вносит вклад и святой Иероним. Он в 370-х годах основал общину отшельников на севере Италии, в Аквилее. Потом отправился в Палестину, и там, в Вифлееме создал новый монастырь. Разработал правила монастырской жизни, на которые ориентировались впоследствии руководители многих монашеских братств. Вскоре традиция отшельничества у монахов Европы трансформировалась в сплочённые монастырские общины, подчинённые строгому уставу. Эту тенденцию поддерживали императоры-христиане, которым было выгодно создание таких монастырей, как крупных хозяйств, производящих продовольствие и проповедующих подчинение верующих людей власти, якобы идущей от Бога. Но внутренние порядки монастырей не всегда соответствовали их формальному уставу. Иероним в своих проповедях и письмах обличал неискренность многих монахов в делах веры, их склонность к пьянству и обжорству, тщеславие. При этом выражал опасение, что плохие монахи скомпрометируют сами христианские идеи, которые он решительно защищал. Античный автор-язычник Эвнапий сообщал, что языческие святыни подвергаются разрушению христианскими монахами, которых он называл тиранами, живущими как свиньи. Их в то время многие критиковали за попрошайничество и лень. Языческий автор Зосим считал монахов паразитической группой, бесполезной для государства.
   Поэт Рутилий написал стихи о монастыре на острове Капри в Италии:

-- …тоскливое место, где живут люди,
Укрывающиеся от света и называющие себя монахами…
Они страшатся судьбы, ниспосланной как богом, так и дьяволом.
Будет ли жить человек в нищете, чтобы избежать её?
Из-за страха своего они остерегаются добра.
Такое поведение — это буйство сумасшедшего,
Каковы бы ни были причины, я нахожу их очень странными.

Церковные иерархи против монахов 

   Отношение церковных верхов к монахам и отшельникам было неоднозначным. Они проводили политику тесного взаимодействия церкви и государства, чему зачастую противились монахи, принципиально отдалившиеся от социальной жизни. В то же время демонстративная религиозность отшельников вынуждала епископат одобрять эту практику, хотя бы на словах.
   Духовный синод, состоявшийся в Малой Азии в 340 году, выразил сожаление о редких посещениях монахами общих церковных служб. В этом усмотрели нелояльность государству. Римский папа Сириций утверждал, что монахи – не настоящие христиане, а самозванцы. В некоторых императорских указах первого периода христианизации обитателей монастырей объявляли фанатиками, непокорными бунтовщиками, виновными в обострении социальной напряжённости. Описан даже случай, когда в Александрии в период правления императора Валенса епископ Луций приказал жестоко наказать монахов за уклонение от церковной жизни. В результате некоторые отшельники поплатились жизнью за свой религиозный выбор. Император Юлиан сравнил монахов с языческими циниками, видя в этих группах странников «вызывающих беспокойство наглых бродяг». Но император Констанций II в 361 году проявил покровительство к монахам, освободив их от общественных обязанностей.
   В 390 году император Феодосий распорядился держать монахов на расстоянии от городов и велел им оставаться в пустынных и уединённых местах. Затем император Валентиниан запретил мужчинам покидать имения в сельской местности и принимать монашеские обеты без разрешения землевладельцев. Для империи опасен был монашеский обет безбрачия, что означало риск сокращения населения. Это приводило к ослаблению обороны государства в условиях частых вторжений варварских племён. В то время такой обычай получил распространение среди христиан. Вспоминали слова Христа из евангелия Матфея, в которых безбрачие названо примером высшей жертвенности во имя Бога. И апостол Павел в письме к коринфянам дал рекомендацию воздерживаться от брака. В большом количестве появились трактаты, защищавшие девственность, причём не только женскую. Среди проповедников воздержания от брака были известные христианские авторы Тертуллиан и Августин. Последний сочинил молитву со словами: «Господи, дай мне целомудрие и воздержание — и не только». Воздержание многие трактовали как избавление от греха Адама. Иероним, секретарь римского папы Дамаса, советовал женщинам не выходить замуж из простого благоразумия, поскольку империя переживала смутное беспокойное время. Интересный факт: когда умерла патрицианка Блезилла, на которую Иероним имел большое влияние, возник слух, что смерть была ускорена аскетизмом женщины, который он внушил. На похоронах раздавались крики «Монахов в Тибр!». Иероним поспешно покинул Рим. Уменьшение числа браков и рождений в связи с появлением монашества стало серьёзной проблемой для государства. Ослабленное общество становилось в таких условиях ещё более разобщённым. Сохранилось высказывание одного из пап: «Монахи доделали то, что начали готы».

Текст для вставки: Бегство от общества не помогло монахам обрести святость