Бежанова Ольга. Роман-становление: старый жанр в новом выражении

В конце XVIII в. в Европе зародился новый литературный жанр. Роман нового типа, произведение Гёте «Вильгельм Мейстер», основан на идее Эпохи Просвещения, в соответствии с которой человек способен расти, развиваться и изменяться. Гёте поставил перед собой задачу: исследовать процесс духовной и интеллектуальной эволюции главного героя.

Почти моментально этот жанр, получивший в немецком языке плохо переводимое на другие языки название Bildungsroman («роман о развитии человеческой личности», «роман-становление»), приобрёл огромную популярность в Европе. Ведущие европейские писатели, увлечённые идеями и возможностями нового литературного жанра, на протяжении двух веков создавали выдающиеся «бильдунгс-романы» - произведения о становлении характера и души человека, и поныне привлекающих множество читателей. В числе этих авторов – цвет классической литературы: Шарлотта Бронте, Бальзак, Лев Толстой, Флобер, Моэм, Джеймс Джойс.

И в XXI столетии читательский интерес к этому жанру по-прежнему велик. Однако социальные изменения огромной исторической важности, произошедшие за последние два столетия, не могли не сказаться и на путях становления человека, его души, его интеллекта. Поэтому современные авторы стараются создавать произведения, созвучные с новой эпохой.

В своём замечательном романе «Отражение» Михаил Блехман сумел найти новые, удивительные краски, поднявшие «роман-становление» до уровня требований века. Автор «Отражения» продолжает использовать свою оригинальную повествовательную технику, которая запомнилась и полюбилась читателю по его роману «Третий». И в этом есть глубокий смысл: для того, чтобы роман-становление продолжал жить, он должен основываться на таких литературных приёмах, которые соответствуют изменившимся реалиям окружающего нас мира. И писательская смелость автора «Отражения» состоит в том, что его не пугают классические традиции жанра.

«Отражение» - это в первую очередь женский Bildungsroman. В нём показано становление и развитие юной женщины, взросление которой пришлось на довоенный и послевоенный периоды жизни Украины – 30-х – 40-е годы XX века. И здесь важно отметить следующее. Традиционно, писателям-мужчинам не удаётся создать правдивые, заслуживающие доверия, я бы сказала нетенденциозные романы о формировании женской индивидуальности. Даже лучшим западным писателям-мужчинам не удалось избежать стереотипов в представлении о том, что такое душа женщины и как происходит её становление.

М.С.Блехман же вполне смог избежать всех этих набивших оскомину банальностей и несоответствий действительности. Клара, один из главных персонажей романа, выглядит совершенно живым человеком, ней нет ничего искусственного, надуманного. Она – многогранная личность, одновременно и очаровательно наивная, и чрезвычайно глубокая и проницательная. Её характер как бы соткан из притягательных противоречий, - но ведь живые люди именно таковы - неоднозначны, многоплановы, и именно эта неоднозначность может сделать их завораживающе притягательными. Вспомним рассказ «Творцы», вошедший в роман Блехмана «Третий»: композитор – сложная, противоречивая душа, в которой уживаются Моцарт и Сальери.

Я называю «Отражение» именно женским романом-становлением, хотя Самуил, ещё один главный герой романа, не менее интересная и яркая личность. Однако становление женского характера в «Отражении» самоценно, и Блехман, в отличие от большинства авторов-мужчин, пишущих о женщине, не низводит свой женский персонаж до тривиальной иллюстрации мужского.

Одна из наиболее ярких особенностей «Отражения» - язык, искусство рассказа. В романе «Отражение» языковой стиль соответствует процессу взросления героини: Клара растёт и изменяется, и по мере её духовного роста усложняется стилистическая, образная система повествования. Такой подход к рассказу приглашает читателя пройти процесс взросления вместе с героиней романа.

В то же время, авторский подход помогает плавно, постепенно ввести читателя, незнакомого с постмодернистским инструментарием, в новый для него мир литературного постмодернизма. В результате «Отражение» в ещё большей степени становится Bildungs-романом: это произведение не только показывает развитие и становление характера главных героев, но и служит своеобразным «учебным пособием» для литературного и интеллектуального образования читателя. Тем самым достигается поразительный эффект: по мере чтения романа читатель испытывает постоянно усиливающееся чувство духовной близости к главной героине, сопереживания с нею, потому что он, читатель, как бы участвует вместе с героиней в процессе духовного роста.

Теперь – об одном из важнейших отличий «Отражения» от других произведений данного жанра. Дело в том, что жанр женского романа-становления традиционно отличался глубоким, непреходящим несчастьем главной героини. Литературные критики едины во мнении, что с момента возникновения этого жанра женские Bildungs-романы концентрируются на «самопожертвовании, безумии и гибели» женщины как на едва ли не единственно возможном результате попыток формировании женской души. В своём подавляющем большинстве женские романы рассматриваемого жанра повествуют о неудачных попытках становления женской личности.

Что же касается романа Блехмана, то он, по сути дела, бросает вызов этой литературной традиции. Автор отказывается идти путём своих выдающихся предшественников. Одна из наиболее завораживающих, притягательных черт Клары - это её твёрдая уверенность в том, что счастье - возможно. И эта её черта - естественна и никем ей не навязана. А многочисленные голоса, «от имени» которых ведётся повествование, создают атмосферу оптимизма: счастье действительно достижимо. Человек может быть счастлив.

В связи с этим интересен и ценен подход автора к описанию истории Мы все, конечно же, знаем о трагических катаклизмах, социальных катастрофах, которыми был отмечен XX век в Европе. И литературные произведения, описывающие эти потрясения, казалось бы, раз и навсегда подготовили нас, читателей, к соответствующему восприятию истории XX века. Но автор «Отражения» преподносит иную, не менее важную трактовку событий времён Второй мировой войны, а также до и после неё, и это я бы назвала ещё одним проявлением литературной смелости автора. Такой подход к трактовке исторических событий наводит читателя на мыль о том, что взгляд на историю не может и не должен быть однозначным. Так же, как становление характера героини романа, история сама по себе – сложна и противоречива, равно как и наше восприятие истории.

В «Отражении» не ставится задача дать универсальные ответы на сложнейшие вопросы, связанные с процессом становления женского характера в сложнейшую историческую эпоху. Наоборот, в соответствии с лучшими традициями литературного постмодернизма, автор помогает нам сформулировать свои собственные вопросы, чтобы затем постараться найти на эти вопросы свои же, уникальные ответы.