Ходорковский Алексей. Счастливый билет


Посвящаю своему внуку

   День и ночь шел снег. Он валил целую неделю и укутал белыми хлопьями все бульвары и скверы Москвы. Смурное небо висело над городом и проясняться не собиралось. Пронизывающий ветер выдувал из прохожих душу и воспоминания о домашнем тепле. Сотрудники агентства «Театрал» с трудом пробирались к своему уютному офису на Никитской, представляя дымящуюся чашечку черного кофе на рабочем столе.
   Деятельность этой культурной организации не отличалась чем–то оригинальным и необычным. Телефонные операторы, вооружившись звериным чутьем, внутренним обаянием и правильной речью - пытались впарить сырому клиенту билеты в театр. Или как говорят многоопытные сотрудники – продать эмоции дорогим гостям.
   « Оба!» - и вдруг раздался телефонный звонок. Вас млевшую, например, в собственной ванне, пригласили посетить театр. И не просто вкрадчиво советовали, а применили к Вам, открытой, доверчивой и совершенно неподготовленной к обороне, все болезненные и хитромудрые рычаги современного маркетинга. Незаметно обволакивали и завораживали, ломая хлипкое усилие вашей воли.

***

   В детском музыкальном театре праздник. Балет для детишек детского дома. «Театрал» вывез на трех автобусах средние и старшие классы. Все сотрудники агентства стояли на ушах. Закупка шариков, конфет, подарков, договор с автобазой, дело хлопотное, но приятное - улыбки не сходили с их лиц. И главное, билеты, самые лучшие, в первые ряды партера. Игорь с Мариной рассаживали детишек по автобусам во дворе детского дома. Маша и Глеб крутились на стремянках в фойе театра, развешивая сотни воздушных шаров. Михаил Семенович и Стас на своих машинах привезли подарочные наборы с компьютерными играми, трансформерами и куклами. Всем ребятам подготовлены конверты с деньгами на буфет. Агентство, как никогда, работало слаженно и шустро. К концу вечера сотрудники валились с ног от усталости, но радостные взгляды детей придавали дополнительные силы. Эти благотворительные походы в театр с воспитанниками детского дома вошли в добрую традицию.

***

   Словоохотливые сотрудники агентства, наслаждаясь свежайшим цейлонским чаем с терпким чебрецом, частенько рассказывали о своих приключениях до прихода в «Театрал»:
   Игорь, бывший скрипач–виртуоз, переигравший руку и покинувший сцену, с восхищением расписывал свои гастроли в Европе. Роскошные залы Австрии. Концерт в Венской опере. А сцена театра?! Это целый город, в котором он как-то заблудился и, если бы не местный пожарный, так бы и бродил среди задников и подъемных механизмов.
   Маша родилась в общежитии завода железобетонных конструкций. Мама ее, приехавшая по лимиту в столицу, работала штукатуром на отделке домовых панелей. Общежитие находилось недалеко от Нового цирка и восьмилетняя Маша, гибкая от природы, пришла наниматься в артистки. Дети в гимнастических номерах были нужны, да и мама против ничего не имела. Машу пристроили во второй класс спортивного интерната и начали готовить к арене. Гуттаперчевая девочка быстро вошла в репертуар в группе гимнастов на шестах. Ее любили партнеры, ей аплодировала публика. Интересные гастроли, цветы, подарки… В двадцать Маша сорвалась с шеста и сломала ногу. Сложный перелом. Отделение спортивной и балетной травмы. Долгое и нудное лечение. Цирк пришлось оставить…
   Стас, актер из Омска, рассказывал про Сибирь! Постоянные гастроли в огромные города и маленькие нефтяные поселки. С каким упоением он говорил о старинном, великолепном здании Омского драматического театра, в котором служил! – Владислав Дворжецкий? Вы помните, как гениально он сыграл Хлудова в фильме «Бег»? Дворжецкий наш – омский, хоть и в Москву перебрался. И мне пришлось в столице обосноваться: сначала маму на операцию привез, потом деньги понадобились на лечение…вот и остался. А актеров здесь и без меня хватает.
   Самый молодой оператор агентства Глеб еще нигде не работал. После английской спецшколы и неудачного старта на первом курсе строительного Университета он пошел в армию. Не симулировал, не отлынивал. Пережил жесткую муштру в учебке под Ковровым. А потом, сержантом, командовал расчетом «Тунгуски» в морской пехоте. В институт после дембеля не тянуло. Хотелось своего жилья и немного денег на жизнь. Глеб владел тремя языками и был незаменим в работе с иностранцами.
   Михаил Семенович тридцать лет служил завлитом в Московском драмтеатре «На бульваре». Его стараниями афиша театра всегда держалась на высоте. Актеры обожали душку завлита, вечного тамаду и прекрасного рассказчика анекдотов.
   На торжественное собрание труппы театра Михаил Семенович ехал на пятнадцатом троллейбусе и улыбался. Директор театра, обменявшись с юбиляром традиционными любезностями, зачитал Указ о присвоении ему звания Заслуженного деятеля искусств. Актеры вручили огромный букет белых хризантем. И вдогонку, как бы невзначай, кадровик огласил приказ о выходе на заслуженный отдых.
   «60 лет – день в день выгнали на пенсию. Жизнь кончилась – завтра идти некуда», - стучало в висках у новоиспеченного пенсионера.
   Домой в этот вечер Михаил Семенович, вернулся с головной болью. В квартире было холодно.

*** 

   Марина Суркова сразу после окончания школы встала за прилавок. Затем каталась проводником в поездах дальнего следования на Берлин, Варшаву. Когда ей опостылел стук колес и пьяные мужики в вагонах, устроилась секретарем к старому лысому начальнику средней руки.
   С четвертой попытки Суркова себя нашла. Она пришла на работу в агентство «Театрал» и блистала там всеми гранями своего редкого таланта. Внешне Марина была «страшна как черт». Так ласково и совершенно беззлобно окрестили ее сослуживцы - молодые мужчины. В свои тридцать с хвостом она собрала в себе весь визуальный негатив, который только может проявиться в одном человеке. Девушка очень много ела - это было ее интимное удовольствие, в котором она не хотела и не могла себе отказать. Прожевав очередной банан, и почувствовав себя еще более голодной, Марина начинала кромсать огромные ломти колбасы, а затем с любовью втискивала их в надрезанные булки. Поедала она всевозможные копчености и варености с таким размахом, что они перли из нее во все стороны, вздымая складки нежных кофт и ярких платьев. При балетной груди девушка имела классическую оперную попу, а со спины представляла собой устойчивый квадрат, в любом сегменте которого, наблюдался катастрофический перебор веса. Любовь к шоколадкам, круассанам и дурманящим взор пирожным добавляла проблем. Короткая неуклюжая стрижка, широченные «брежневские» брови, надутые щеки и нос - молодой, чуть созревшей картошкой, не красили (и окончательно добивали робкие попытки мужчин найти что-то прекрасное в ее внешности). Ну, не красавица, и здесь уже ничего не поделаешь. Что есть, то есть. Работа у девушки являлась именно тем местом, где она тут же, едва переступив порог офиса, лицедействовала. Ее голос! Этот ангельский, томный, чуть грудной тембр! Всевышний наградил Марину тихим вкрадчивым дискантом с сиротливыми нотками. Он лился из телефонных динамиков млеющих абонентов и убаюкивал их. Гости, которым невидимая девушка втюхивала билеты, уже через минуту мечтали познакомиться с ней. Клиенты представляли ее сидящую в глухой тайге, замерзающую и голодную. У представителей сильной половины человечества появлялось устойчивое желание срочно приехать, накормить девушку, укрыть ее теплым пледом и взять под опеку. Она давно заметила, что при такой манере общения с мужчинами их легко расположить в свою пользу. То, что Марина, отключив микрофон, материлась с коллегами как ломовой извозчик, гости, конечно, не слышали. (Опыт черновой работы в поездах дальнего следования оставил свой неизгладимый отпечаток). Но, как только раздавался щелчок включенного микрофона, девушка продолжала всех обволакивать и завораживать. Марина была хай ройллер - лидер в агентстве. Она зарабатывала в день недельную норму многих, вполне расторопных операторов и делала это легко без видимого напряжения. Менеджер фирмы млел от ее продаж и выделял ей лучших доставщиков. Девушка блистала и находилась на вершине материального благополучия. Суркова, конечно, имела свои маленькие секреты. Начав разговор во время «холодного» звонка, девушка знакомилась под благовидным предлогом с абонентом и просила разрешения перезвонить (или просила перезвонить ей). Обращаясь уже по имени, она осторожно начинала выяснять отношение гостя к театру. Плавно и незаметно втекала в душу. Если абонент театром не интересовался и идти туда не собирался, Марина моментально включала красочную картинку выхода в свет прекрасного столичного города. Оператор без обмана начинала описывать уютный вечер, который пройдет с очаровательной дамой в изумительной «старой» Москве. Трогательный рассказ о дороге к театральному подъезду по вечерним бульварам, мимо городских садов и любимых памятников - постепенно менял настрой слушателя. В голосе гостя просыпался интерес.
   Нежным полушепотом продолжала рассказ о переулках и улочках, по которым хаживали Чехов, Высоцкий и Гоголь.
- По этим же тротуарам пройдете и Вы.
   Незаметно монолог переходил к предполагаемой спутнице, стильные наряды которой, давно пылились в шкафу.
- Да и одеть их, кроме как в театр - некуда.
   Если гости приезжие, Марина предлагала проводить их от ближайшего метро до театра, и заодно, совершенно бесплатно, провести интересную экскурсию.
- И вот, ваш прелестный вечер, наконец, подошел к концу, вы возвращаетесь домой по ночной, безлюдной, засыпающей Москве.
   Театралов заинтересовать было легче. С ними разговор шел на «птичьем» языке подмостков. Обсуждалась постановка, игра обалденных актеров, упоминались несравненный Беспалов и прекрасная Неронова. А зал? Ну, кто лучше Сурковой расскажет про зрительный зал! Она так описывала московские театры, что слушателям хотелось переехать в них и жить там долго и счастливо. Кто, как ни она, мог описать эти напыщенные партеры и худющие райки. А амфитеатры и бельэтажи с их потрясающим обзором, попасть в которые мечтал каждый «настоящий ценитель сцены». Заинтригованный гость и не замечал, как оператор плавно подводила его к главному разделу «продажи эмоций» - к вилке цен.
   Включив расслабляющие интонации, девушка радовала гостя сообщением о номинальных ценах и о полном отсутствии комиссии.
- Её просто не существует!
   Далее откровенно, как бы мимоходом, информировала клиента о максимальной - сногсшибательной цене в партере.
- На эту постановку есть билеты по 10000рублей.
   И, уже не торопясь, доброжелательно, полушепотом успокаивала гостя более скромным предложением.
- Есть билеты «всего по четвёрику» (4000р). Вы же понимаете, этот спектакль и эти артисты того стоят.
   Если абонент начинал икать от таких цифр, то на помощь приходили бельэтаж и ярусы. Девушка переключалась на дешевые билеты и щебетала:
- Есть места для тех, кто любит сидеть повыше. Оттуда и видно лучше…
   Человеку всегда нужно, чтобы его желания и прихоти исполнялись немедленно - это оператор выучила хорошо. Когда гость созревал и проникался доверием к Марине, происходило заключение сделки. В этот кульминационный момент она создавала иллюзию дефицита и эксклюзивности.
- Осталось только два билета, на них в настоящий момент поступило четыре заявки. Но вы самый приятный собеседник. Включались радостные интонации. - Вы приняли лучшее решение, билеты по две тысячи самые классные по выбору: цена-качество. Но я бы посоветовала два билета по две пятьсот, которые появились в базе совершенно случайно - сняли депутатскую бронь. Они, конечно, дороже на 500 рублей, но зато вы будите сидеть как короли.
   Марина в разговорах с клиентами бойко кокетничала, и это действовало безотказно. Исполненная почтительности к собеседнику она метко и робко (еле слышно) информировала гостя о его бархатном и уникальном голосе, культурной речи или потрясающей осведомленности.
- Такие мужчины как вы нравятся всем девушкам. У Вас голос с трещинкой… как у Высоцкого. ( Или с лирическими нотками… как у Табакова.)
   Из-за этого профессионального кокетства девушка однажды попала в щекотливую ситуацию:
   В один совершенно ничем не примечательный будний день, после сытного ланча, Суркова масляными руками нацепила на голову наушники и включила микрофон.
   Клиент интересовался билетами на современный спектакль в хороший московский театр. Марина, как всегда, окружила гостя заботой и вниманием. Проговорив всю стандартную программу, она перешла к разделу «вилка цен». Предлагалась постановка Немалого театра - «Ля-ля тополя». Спектакль, актеры и зал сомнений у оператора не вызывали, но цены на билеты зашкаливали и могли спугнуть гостя. Она плавно и нежно юлила вокруг ценообразования на билеты, но страшных цифр не называла. Девять из десяти бесед обрывалось именно при озвучивании заоблачных цен. Гость не выдержал долгой разминки и поинтересовался конкретной стоимостью билетов. - Билеты от двух тысяч, - невзначай обронила девушка.
   Тут последовал иногда проскальзывающий у клиентов вопрос:
- А Вы сами были на этом спектакле?
   Девушка принялась отнекиваться и ссылаться на отсутствие свободного времени. И тут у Марины выскочила, на автомате, совершенно необдуманная фраза:
- Но если бы меня пригласил такой мужчина как вы, то пошла бы с огромным удовольствием.
   Последствий этого заявления Суркова не просчитала.
   Гость моментально среагировал и поинтересовался лучшими билетами на спектакль. Обрадованная Марина, еще не ощущая подвоха, промурлыкала о лучших места на эту постановку и сообщила, что они не в зале, а на сцене - на стульях за бутафорской барной стойкой.
   Клиент, не задумываясь, взял два лучших билета, при условии, что они пойдут вместе. Разговор пошел явно не по сценарию. Оператор опешила и слегка растерялась. Но выручка! Выручка в шестнадцать тысяч рублей теребила ее сознание и щекотала профессиональную гордость.
   « До спектакля еще двадцать дней, что-нибудь придумаю».
   Она оформила заказ и передала менеджеру. Это был ее питч (суперсделка). Марина откровенно наслаждалась атмосферой сенсации и не скрывала этого. Она стала героем дня. Днем позже Суркова вспомнила про свои опрометчивые обещания. Что делать девушка не знала. Оценив свои сто десять килограммов живого веса и осмотрев пару новых платьев, которые так и оставались в шкафу, она приняла единственное и мудрое решение – в театр с клиентом не ходить.
   «К сожалению…»
   Марина набрала номер своей школьной подружки - Наталки и прощебетала ей шикарную новость:
- Наталочка, ты идешь в театр. Билет - подарок от нашей фирмы. Идешь не одна, с кавалером. Симпатяга и не женат. Немедленно говори мне спасибо, отказ не принимается.
   Наталочка и не думала сопротивляться, а когда узнала цены, то появилось и желание посмотреть спектакль.

***

   Поход подруги в театр прошел успешно. Да не то слово успешно, просто супер. Мужчина проводил ее после спектакля. Потом был ресторан, гостиница… В Новосибирск, родной город театрального спутника, они поехали уже вместе, а через полгода расписались и приехали в Москву в свадебное путешествие.
   Полная грустных мыслей, Суркова одновременно радовалась и переживала. Но как же так. Она собственными руками отдала «своего» мужчину в чужие руки. Гостя, которого она охмурила и настроила на свидание. Как подруга вывернулась со своим именем при первой встрече – она понимала. Операторы часто пользовались на работе вымышленными именами. Но клиент, ее клиент, стал Наталкиным мужем – этот факт терзал Маринину душу.
   Суркова стала присматриваться к себе. Правды о внешности ей никто никогда не говорил. Кому нужны недруги на работе. Ее называли обольстительной, нестандартной, очаровательной, но это в глаза. За спиной оценки стреляли намного жестче. А чаще всего с ней общались люди, которые вообще никогда ее не видели, а только слышали. Подруги всегда говорили много приятного, но Марина понимала, что они врут и глубоко задумываться над этим не желала. Девушка всегда считала, что если кто ее и полюбит, то полюбит такой, какая есть.
   После истории с Наталкой Суркова стала сомневаться в своих аксиомах и решила начать новую жизнь. Ее охватил порыв, она отдалась ему, но в облаках не витала и все будущие трудности и неприятности представляла реально и четко. Через постоянных клиентов девушка узнала о волшебнике, потрясающем хирурге в Институте красоты на Ольховке. Седовласый врач – красавец и умница долго и упорно доказывал возбужденной Марине, что ее премилый носик трогать не надо, а уж резать тем более. Она была непреклонна:
- Нос-картошку убрать, ребро носу создать. Хочу греческий профиль.
   Встретив пронизывающий, острый взгляд пациентки доктор понял, что все споры и уговоры бесполезны.
   Активные действия так же коснулись бровей и зубов. Девушка рвалась в бой. Глаза у нее горели, а деньги и страстное желание в наличии были.
   Операция прошла успешно. Реабилитационный период тоже. Наконец настал день, когда Марина смогла взглянуть на себя в зеркало. Увидев свое отражение, она заплакала. Точеный греческий нос, пухлые губки, выразительные глаза, надломленные, тонкие брови – все идеально! Первый шаг к новой жизни сделан.
   Еще не сняв с лица послеоперационную маску, она пошла в ближайший фитнес клуб и записалась к лучшему инструктору по коррекции фигуры. Обвела глазами зал. Ей было интересно посмотреть на тех, кто нынче может себе позволить выложить ползарплаты за фитнес. Народу оказалось немного: четыре девушки, добивающие себя на беговых дорожках и три парня скрипящие зубами под страшными штангами. Полноватый дядька средних лет, опытный и мудрый тренер оказался лаконичен и строг:
- Вес, Марина, корректируется не в клубе, а вечером у холодильника! «Подсушить» я, конечно, Вас могу, но как только стемнеет, Вы наберете его с лихвой на своей кухне. Надо, девочка, меньше жрать сарделек и пирогов и больше пить воду. Вставить словечко Марине не дали. - Слушайте и записывайте: Занятия у меня три раза в неделю. Приходите в теплом костюме из хлопка. Утром до клуба, ежедневно проходка по лестницам. Пройдите до третьего этажа потом до четвертого, пятого и шестого, когда адаптируетесь.
   В дни, между клубными тренировками, пробежка по скверикам или паркам. Начнем с двух километров, далее три, четыре, пять, когда привыкните. Ручки согнуты в локтях и вперед с песней. Во время ходьбы или легкого бега носом вдох, ртом выдох - дышать ровно и правильно. После моих занятий - бассейн 30-45 минут. Потом, еще с бОльшим пафосом:
- Это все нужно, но это не главное. Главное – еда. Убрать совсем: хлеб и всё хлебобулочное, сахар, соль, сливочное масло, сосиски, колбасу и сыр. Можно рыбу с чем-то зеленым. Говядина отварная один раз в неделю без гарнира. Можно иногда с зеленью. Кушайте овсянку, гречку, рис - лучше в кашах. В день не более двух зеленых яблок. Простоквашу, кефир - пожалуйста. После семи вечера не есть. И вот еще – пейте больше воды. За мышцы, пресс, талию, бедра, отложения жиров не переживайте, это мои проблемки….
   После жесткого разговора с инструктором Марина пришла домой с глубокой душевной травмой. Но назад дороги не было. Она твердо решила двигаться по тернистому пути к своему женскому счастью.
   Первый месяц невыносимо хотелось шоколада. Девушка вставала по ночам и исследовала кухонные шкафы. Но все сладкое она заранее предусмотрительно выбросила. Пару раз Суркова жалостливо спрашивала инструктора о шоколадных плитках, но он был неприступен как Китайская стена. Запрет на сахар и булочки негативно отразился на ее доходе. Она стала раздражительна, заводилась с пол-оборота и заискивать перед гостями даже и не думала. Кроме всего ей мешали торчащие во все стороны брекеты. Да какие там расшаркивания, она с удовольствием прибила бы с голодухи этих назойливых клиентов. Продажи упали, а менеджер смотрел в ее сторону с нескрываемым раздражением.
   Но вес, и это главное, стал действительно снижаться!
   Марина обнаружила на своем теле ранее невиданные в зеркале сегменты: мышцы, кубики пресса, стройную шею, талию. Прорезались коленки, уменьшилась, приподнялась и приобрела упругость грудь. Одежда пришла в негодность - гардероб пришлось менять. Все эти радостные события повлекли за собой большие траты, а денег уже не было – доходы скатились к нулю. Врачи, массажисты, косметологи, инструкторы быстренько добили все ее сбережения. Но ей повезло, среди ее клиентов были две замечательные портнихи, которые за смешные деньги перешили всю ее одежду.
   Жизнь девушки превратилась в кромешный ад и ежедневную борьбу с собой.
   Ранее забитый холодильник утомлял стерильной чистотой. Где - то в его глубинах, если присмотреться, виднелись два сиротливых яблока, миска с зеленым горошком и лимон. Все! Кушать уже не хотелось. Съеденный овощной суп или макароны из риса приносили Марине несказанную радость, а хлебцы-молодцы из гречки казались бисквитным тортом.
   Суркова медленно обретала изящные и привлекательные женские формы.
   Тренер демонстративно, по-хамски, задирал на тренировке ее футболку, в районе талии, и предъявлял коллегам результат своих трудов.
- …и самое интересное – полное отсутствие жира. Подсушил ее немного. А икры, смотрите какие шикарные икры… А пресс…
   То, что у Сурковой болели руки и ноги, ломило спину, частенько сводило мышцы, и жутко ныли плечи – никого не интересовало.
- Привыкнешь, не ты первая. Результат есть!
   Девушка, несмотря на отсутствие денег и постоянные боли в теле – сияла! Беговая дорожка, штанга, гантели, бассейн, сложные тренажеры уже не вызывали у нее чувство животного страха. Через год, с небольшим, Марина преобразилась. Из 56размера она перебралась в 48, ее ровные зубки сверкали первозданной белизной, а талия, округлые бедра и худые коленки стали притягивать взгляды мужчин. Лицо изменилось до неузнаваемости: боксерский нос-картошкой приобрел ребро и образовал милый профиль. Тонкие рисованные брови вносили что - то яркое и броское в новый образ. Девушка стала блондинкой с пикантным каре, а сережки с изумрудами добавляли ей загадочности.
   Преображение бабы Яги в принцессу было завершено. Суркова ждала звонка от прекрасного мачо.

***

   Гость позвонил к концу рабочего дня. Ровный приглушенный голос звучал приятно, но было явно не до него. Марина собиралась домой и боролась с вредоносной молнией на сапоге. Клиента интересовали билеты в Консерваторию. Рыться в репертуаре совсем не хотелось. Оператор предложила «дежурный» фортепьянный концерт, в полной уверенности, что слабых выступлений в этом зале не бывает. Они познакомились и приступили к оформлению билетов. Георгий, так звали гостя, между прочим, сообщил девушке, что идет один. Второй же билет предназначен для нее, для Марины.
   После концерта Георгий пригласил девушку к себе на чашку кофе. Она и не думала отказываться. Сегодня был ее день. Мужчина был нежен, ласков, романтичен и через слово восхищался красотой своей спутницы.
   В квартире оказалось скромно чисто и уютно. Сели на кухне. Хозяин подал кофе, разлил коньяк. Выпили за любовь. Георгий поцеловал руку девушке и предложил включить танцевальную музыку. Кавалер вышел в большую комнату, зазвучал прекрасный Гершвин. Девушка отодвинула стул и вышла из кухни. То, что она увидела в комнате, повергло ее в шок. Суркова застыла в дверях, расставив широко ноги (видимо, чтобы не упасть), открыла рот и судорожно, хватая воздух, пыталась кричать. Но из гортани вылетело лишь шипение. Так она и простояла в полном ужасе минуту, ухватившись рукой за дверной косяк. Марина готова была увидеть что угодно, но… картинка вызвала приступ тошноты и безумного страха. Она лицезрела стоящего посреди комнаты Георгия, абсолютно голого, как мама родила. На его ногах были ролики. Кавалер заискивающе улыбался и протягивал девушке руки.
- Покатай меня, Солнышко, по кругу, возьми его в ручки… и покатай. Не бойся. Покружи меня. Приятно будет . Я тоже сделаю для тебя что-то особенное… Подойди…
   С этими словами Георгий выставил вперед свои причиндалы. Марина, прибывая в состоянии грогги, кое-как, по стеночке, добралась до входной двери, с трудом открыла многочисленные замки и цепочки и опрометью выскочила на лестницу.

***

   Гость по имени Владислав был настойчив до неприличия. После предложения Сурковой сопроводить его от метро до театрального подъезда, он согласился на покупку любых билетов. Его устраивал любой театр и любая дата, но только в сопровождении оператора. Марина, похоже, его околдовала. Она отвернулась от монитора, вся напряглась и буквально вросла в стул. Воспоминания были еще свежи. На ее лице появилось замешательство, потом страх. Ясное дело, она говорила первое, что приходило в голову, лишь бы не молчать. Волнение погубило все ее профессиональные наработки. Девушка слушала гостя, усмехаясь уголками рта и слегка покачивая головой.
   «Какой милый и темпераментный мужчина, не извращенец ли?» Билеты Владислав выбирать не стал, положившись на вкус оператора. Его единственное условие было незамедлительно выполнено. Марина не без удовольствия согласилась на свидание, остановившись на своей любимой постановке с Беспаловым в главной роли. Разорять Владислава она не стала и взяла скромные места в первом ряду бельэтажа. Свидание состоялось. Владислав зашел за ней ровно в четыре. Он был элегантен: безупречно одет, причесан, выбрит и от него приятно пахло. Суркова выбрала для вечера черное мини платье, босоножки такого же цвета и скромное авторское серебро. Девушка была неотразима и произвела блестящее впечатление на кавалера, ее сердце сильно стучало. Владислав был нефтяником. Жил он в Ноябрьске и работал мастером на буровой установке. В Москве сибирский театрал ощущал себя неуютно. Большие дома, роскошные рестораны и старинные театры сковывали его. Девушка старалась затушевать, сгладить московское превосходство и больше интересовалась добычей нефти и восхищалась работой людей в Сибири (хотя в этом была ни бум-бум).
   После театра она пригласила Владислава в гости - он ей понравился. Из метро они вышли вместе. Марина взяла его под руку и повела домой. Он остался у нее в этот вечер. Это был понедельник. И лишь в четверг они выползли на улицу, чтобы купить продукты. Чувства ее скорее напоминали смутное девичье волнение, нежели любовь. Но в квартире появился мужчина, и ей было хорошо. К великому сожалению наслаждение было скоротечным - отпуск кавалера заканчивался.
   На новый год Владислав прилетел уже не просто в столицу, а именно к ней – к Марине. Она ждала своего театрала и подготовила обширную культурную программу, которой не суждено было случиться. Им было уютно вместе. Все дни и ночи они проводили на огромной тахте у домашней елки. 31 декабря, незадолго до боя кремлевских курантов Владислав встал, по старинке, на колено и преподнес девушке изящное кольцо.

***

   Ноябрьск встретил Марину с мужем отличной погодой. Девушка побаивалась Сибири, в которой никогда не была, даже захватила с собой норковый полушубок. Но лето в Ямало-Ненецком округе выдалось теплое и солнечное. Они приехали в квартиру Владислава. Завертелась обычная суета. Утром Марина провожала мужа на работу и как тысячи жен встречала его вечером улыбкой и вкусным ужином. Все бы хорошо, но Сурковой было скучно. Театров в городе не было, а о другой работе она и не помышляла. Новую жизнь в Сибири Марина решила начать в понедельник и пойти к директору шикарного Дворца культуры «Нефтяник».
   «Если нет театра – значит надо привозить лучшие московские постановки с известными актерами»
   Директор Дворца культуры, улыбчивая дама средних лет, внимательно выслушала девушку, но немного обалдела от ее напора и с ответом медлила.
- Кто к нам поедет? Театры – репертуарные, все актеры заняты. Я в Москве никого не знаю.
- В Москве проблем не будет. Я работала с администраторами и директорами театров и филармонии, отношения хорошие.Гастроли всем выгодны. В Москве все организую. Реализацию билетов беру на себя. Не волнуйтесь, завтра же начну оформление театрального агентства, что-то вроде индивидуального предпринимательства. А вот в Ноябрьске у меня сплошные сложности. Плаваю в вопросах приема и расселения актеров. Давайте вместе попробуем и Вам хорошо, и я при работе?
   Так, или примерно так, Марина Суркова нашла себе работу. Ноябрьские афиши засверкали театральными звездами. Нефтяники смотрели лучшее, что было в Москве, а Марина продолжила заниматься знакомым и любимым делом.