Фроловская Мария. Бросай меня скорей...


Лауреат 45-й калибр-2020

Жанна

Жанна хотела сына. 
Сорок лет и три года хотела сына. 
Так больно хотела, так сильно, 
молилась: Господи, помоги! 
Тучи вверху бежали. 
Волны внизу бежали. 
И не было сына, не было сына Жанне. 
Тысячи сыновей - и всё другим, а не ей. 

Шли сыновья к другим. 
Шли по воде круги. 
Вода становилась льдом. 
Снега заносили дом.

Раз, в декабре, постучался какой-то дед. 
Съел её хлеб, узнал о её беде, 
И сказал, что когда-то от праведников слыхал: 
на Рождение солнца земля тиха и вода тиха. 
И земля смыкается с небесами. 
И вода смыкается с небесами, 
и гуляют души лесами, 
иди себе и спасай их. 
Бери к себе синекожую, замёрзшую такую душу - 
придёшь, в уголок положишь, у очага просушишь. 
И будет тебе сын - 
ничего, что немного синь, 
что прозрачен чуть-чуть и ломок, 
а всё же почти ребёнок. 

Темень в лесу - хоть глаза выколи, 
хоть наугад рукавицей шарь. 
Жанна идёт себе, душу кликает, 
и выходит к Жанне душа. 

Она на салазки сажает сына, 
идёт, дыхание его слушая, 
и внезапно думает обессиленно: 
А что расскажу я родне и мужу? 

И живота не было, 
и маяты - не было, 
а родила - белого, 
жутко, смертельно белого. 

А сын за спиной продувает дудочку, 
начинает играть на дудочке, 
А Жанна думает: "Я всё же дурочка, 
Боже, какая дурочка! 
Я с ним намучаюсь, так намучаюсь, 
ведь с первого взгляда видать - 
две ручонки тоненькие, как лучики, 
а глазищи его - слюда, 
а в глазах нелюдское, не наше что-то 
бьётся, не то, что у всех: 
огоньки, бегущие по болоту, 
небеса зачёркивающий снег. 

Что он такое, с чем я вообще связалась? 
Разве он сын мне, разве я ему мать?" 
За спиною дудочка молкнет и исчезает, 
санки с горки подталкивает зима. 
Эх, как помчались, весело полетели 
санки пустые, корой намерзает лёд... 

Жанна глядит, распахнутая, как метель, 
и падает на колени. И не встаёт. 

Фея

А во вторник она пришла ко мне, и говорит: 
Убери, пожалуйста, настенные календари: 
серая кошка - июнь, рыжая кошка - август, 
а я хожу и смотрю, сколько ещё осталось 
дней - счастливых, нормальных, солнечного добра. 
А впрочем, они же мамины - не убирай. 

Я не врубился сначала, пытался осмыслить, 
а она говорит:смотри по утрам на листья. 
Долго молчит. Добавляет: попросту говоря, 
времени у нас мало - только до сентября. 

Я сатанею: так это у нас романчик?! 
Я не курортный мальчик! Но где-то уже маячит 
странная мысль. Я касаюсь её руками, 
и верю внезапно во всё, что она толкала: 

Что она, мол, фея, и знает тайные тропы, 
а не просто девчонка, что мается автостопом. 
Что слова её - тверже камня, и имеют страшную силу. 
Я сжимаю её руками, мне становится невыносимо. 

Мне плевать, что сентябрь - жатва, я ору ненормальным голосом, 
я готов за неё сражаться с кем угодно - с космосом, с Хроносом, 
Но она говорит: перестань геройствовать, это тебе не песенки. 
Травы всегда умирают осенью - это же так естественно! 
А она говорит: колесо природы скрипит, у времени слабый пульс, 
а я бормочу: уроды, доберусь до вас, доберусь! 

А она маленькая такая, тонкая, диснеевские принцессы - и те грубей. 
А она говорит: я хочу ребёнка. Родила б, оставила бы тебе. 
Вообще, я не знаю, что точно с нами случается. 
Больно ли это - исчезнуть, окаменеть? 
И идёт на кухню, грохочет посудой чайной, 
и чайник сипит и прыгает на огне. 

Мы купаемся в речке, она меня кормит грушами, 
Мы мотаемся по дорогам и городам. 
Я придумал нам лето - самое, самое лучшее, 
и минуты ни другу, ни недругу не отдам. 

А когда запылают деревья огнями рыжими, 
я её обниму - и никто её не отберёт, 
и наступит сентябрь, и мы непременно выживем, 
и посмотрим, а что там бывает, за сентябрём. 

Ной

Бог явился Ною - парня звали, конечно, не Ной, 
просто Джон или Вася. Бог сказал ему: только без паники. 
Понимаешь, терпение вышло, закончились пряники, 
закупай древесину, бери себе выходной. 

Все, кого ты возлюбишь, спасутся в твоём челне, 
остальные низринутся в бездну. Утонут, в общем. 
Постарайся до вторника. Избранные не ропщут." 
И пошёл через площадь - ни грохота, ни огней. 

Ной работал, как робот: пилил по ночам дрова, 
а с утра залезал на форштевень и мачты ладил. 
Ной построил Ковчег, и теперь ему наплевать, 
как в него уместятся записанные в тетради, 

в двух блокнотах, и на салфетках, и на руках - 
однокурсники, мама, приветливые таксисты, 
и старухи на лавках, и медленная река, 
и мальчишек орда, вылетающая на пристань, 

переулки, дома, и кафешки, и фонари, 
как вместится всё то, без чего ему не воскреснуть? 
Ной выходит и машет куда-то во мрак небесный: 
Принимайте работу, Архангел вас побери! 

Он стоит, перемазанный краской, водой из глаз, 
и грозит кулаком, и листает свои скрижали. 

И дежурный Архангел слегка тормозит, снижаясь, 
говорит: "Выдыхай! Отменили в который раз.» 


*** 
В восемнадцать лет я могла рассказать тебе, кто я: 
За спиною рюкзак и футболка с Виктором Цоем, 
мой троллейбус идёт на восток, остальное мелочи - 
фенечки переходят в загар, загар переходит в фенечки. 
Фестивали взрывались, как звёзды, лопались, как пузыри, но 
я пыталась найти такое, чтобы всё во мне озарило. 
Покупала шмотки из Индии, думала - мне к лицу, и 
мне казалось, кто-то невидимый танцует со мной, танцует. 

В двадцать лет я сшила рубашку - чёрную, но она очень быстро выгорела. 
Я хотела отрезать чёлку, увлеклась ролевыми играми, 
А внутри назревала течь - я её заклеила пластырем: 
я купила короткий меч. Назвала, естественно, "Ласточкой". 
Мы давали сущему имена, и себя придумывали, надеясь, 
что это сделает нас королями, а Сокольники - Средиземьем. 
Из подкладки шили знамёна, а в них просыпался ветер, 
и если б ты спросил меня, кто я - я бы тебе ответила. 

Мне без малого тридцать. Всё зыбко, Боже, как зыбко - 
у меня есть ребёнок, он спит Золотою рыбкой. 
Я над ним проплываю, я прячусь в зелёном иле, и 
не умею писать о себе ничего, кроме имени и фамилии. 
Я не знаю, куда я дела, и правда ли вымела 
эту дурочку с феньками, и девчонку с эльфийским именем. 
Я стою на балконе - туман голубой и влажный. 
Не скажу тебе, кто я. Но это уже не важно. 

Крюково 

По осыпавшимся окопам, 
по заросшей передовой, 
мы гуляем с тобой по тропам 
у кого-то над головой. 
Вперемежку с давно остывшей 
сталью, в путанице корней, 
Навзничь брошенные мальчишки 
спят на вечной своей войне. 

Им, почти обращённым в почву, 
в снег, в рябиновые огни, 
вдруг им снится, что бой не кончен? 
Что в ответе за всех - они? 
Вдруг, застывшие в дне минувшем - 
ни проснуться, ни умереть - 
всё бегут под огнём, пригнувшись, 
и грохочет над ними смерть? 

Снега выпавшего седины 
на щетине сухой травы. 
Как сказать им - вы победили? 
Как признаться им - вы мертвы, 
но когда в ноябре позёмка 
заметает траву и грязь, 
я над вами несу ребёнка, 
в полный рост идти не боясь. 

Динозавры 

Люди на нервах. Цифры едят на завтраки, 
вирус ползёт, неизвестно, что будет завтра. 
А Даня завис на мультфильме про динозавриков: 
Ходит, рычит, хохочет, как динозаврик. 

Даня с балкона выглядывает прохожих, и 
страшно расстроен: куда же все подевались? 
Вон, динозавры - огромные, толстокожие, 
А живут только в телефоне и на одеяле. 

А вдруг и на нас какой-нибудь астероид, или 
этот вот вирус - вымрем и не заметим? 
И останутся только дельфины и землеройки, 
спутники в космосе, папоротники и ветер. 

Папа работает. Мама очень волнуется, 
шьёт ему маски, глядит большими глазами. 
Папа смеётся, папа идёт на улицу, 
папа бесстрашный, и сильный, как динозавр. 

Мама ругается - солнце, шестнадцать градусов, 
а горки и лесенки облюбовали птицы. 
Даня рисует зелёного трицератопса, 
отправляет за папой - вдруг ему пригодится? 

Стриж 

Подбрось меня, я стриж. С истоптанной и плоской, 
с погибельной земли самой не улететь. 
Сородичей моих галдёж многоголосый 
тоскует надо мной, отпугивая смерть. 

Подбрось меня, я стриж, я сжатая пружина, 
я маленький комок, дрожащий и живой. 
Не кровь, а синева в моих грохочет жилах, 
и переполнен рот солёной синевой. 

Бросай меня скорей - я знаю, ты сумеешь, 
я верю доброте большой твоей руки - 
в бездонный океан, где плавают деревья, 
где издавна живут стрижи и мотыльки. 


*** 
А это у всех так бывает? Скажи, пожалуйста! 
Смотришь назад, и внезапно - Боже мой, Боже, 
Сколько обиды вдруг поднимается, и жгучей жалости 
К той себе, беззащитной, маленькой, тонкокожей. 

Как любила я, а меня всё выбрасывали и выбрасывали, 
как пыталась вписаться - хоть буковкой стать, хоть циферкой. 
Как чудной неформалкой казалась я одноклассницам, 
а крутым неформалам - убогой и скучной "цивилкой". 

Как смотрела я на людей с гитарами - как на ангелов, 
сочиняла о них истории, чай им заваривала, 
Как любили меня - как удобное, как неглавное, 
словно тёплую кофту, неведомо кем подаренную. 

И знаешь, что самое дикое, самое страшное? 
Я и сейчас иногда смотрю на себя глазами их, 
я косую улыбку, до дыр изношенную, донашиваю, 
вспоминаю её, и теряюсь, как на экзамене. 

И порой, на каком-нибудь фесте тепло по-летнему, 
и костёр, и девчонка поёт, и нельзя разглядеть лица - 
я обрушиваюсь в себя, в смешную, в двадцатилетнюю, 
и барахтаюсь, и никак мне, никак не выбраться.