Анастасиади Ирина. Диоген. Жизнь и смерть самодостаточного философа

   Древнегреческий философ Диоген родился в греческой колонии на Чёрном море — Синопе в 412 году до Р.Х., а умер, по свидетельству Диогена Лаэртского, в 323 году до Р.Х. в городе Коринфе в день смерти Александра Великого, скончавшегося в Вавилонии.
   Диоген Синопский был самым ярким представителем философской школы циников (Κυνικής Φιλοσοφίας), которая проповедовала шутки и каламбуры главным движущим стимулом своего учения. Последователи этой школы считали, что человеческое счастье заключается в естественной жизни и что добиться этого можно только самодостаточностью, бережливостью, самосознанием и физическими упражнениями.
   Циники являлись последователями древнегреческой философской школы, которую основал Антисфен (в 445-360 или 444-368 до Р.Х.) Эта философская школа находилась в районе Киносаргес в Афинах и происходит от слова кинос — собака. Это была единственная школа в городе, в которую принимали не только афинян, но так же и не граждан Афин. Территория этой школы представляло собой священную рощу Геркулеса, которую последователи этой школы позже переименовали в рощу Циников.
   Циники в частности утверждали, что потребности человека не должны отличаться от тех, которые присущи животным. И, как пример приводили потребности собак.
   И Если Антисфен разработал теорию цинизма, то Диоген не только развил идеи учителя, но и создал идеалы жизни, как он понимал эти идеалы. Этот идеал включал в себя основные элементы философии циников: проповедь безграничной духовной свободы каждого человека, пренебрежение ко всяким обычаям и общепринятым нормам жизни, отказ от богатства и власти, знатности и удовольствий, презрение к славе и успеху.
   Девизом циников можно считать слова Диогена: «Ищу человека», которую он бесконечно повторял, проходя с зажженным фонарем сквозь толпу в яркий солнечный день. Демонстрируя этим неверное понимание сущности человеческой личности.
   Великий философ утверждал, что человек всегда имеет возможность быть счастливым. Однако большинство людей живёт иллюзиями, понимая под счастьем богатство, славу и сомнительные удовольствия. Свою задачу он видел в развенчивании этих иллюзии. Он утверждал бесполезность математики, физики, музыки, науки вообще. И считал, что человек должен познать прежде всего самого себя, свою собственную неповторимую личность.
   В этом смысле циники стали продолжателями учения Сократа, до предела развив его идею об обманчивости представлений обыденного человека о счастье, о добре и зле. Недаром Платон называл Диогена «безумствующим Сократом».
   По мнению Диогена, истинное счастье состояло в полной свободе индивида. Свободен же только тот, кто свободен от лишних потребностей. Средство для достижения свободы Диоген обозначал понятием аскисис — упражнений, стараний. Аскисис — это не философское понятие. Это образ жизни, основанный на постоянных тренировках тела и духа для того, чтобы быть готовым ко всяческим жизненным невзгодам, умение властвовать над собственными желаниям, воспитание в себе презрения к наслаждению и удовольствиям.
   Сам Диоген предстает перед человечеством примером мудреца-аскета. У него не было собственности. Одно время, подчеркивая своё презрение к людским привычкам, он жил в пифари… Диогена художники изображают сидящим в бочке. Должна вас разочаровать: Диоген никогда в бочках не сиживал. А жил он некоторое время в πιθάρι (пифари), огромном глиняном сосуде, немного сужающегося кверху. В таких сосудах в Греции держали пшеницу, просо, вино и другие продукты.
   Он удивлял людей своими неординарными поступками. Так, увидев однажды, как мальчик на улице пил воду из горсти, Диоген выбросил из своей сумы чашку, промолвив: «Мальчик превзошел меня простотой привычек». А когда увидел некого мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба, он выбросил так же и миску.
   Одно время Диоген снова и снова просил подаяния у статуи, а на вопрос, зачем он это делает, завил: «Чтобы приучить себя к отказам».
   Поведение философа было вызывающим, временами даже экстремистским. Например, придя в один роскошный дом, он плюнул в лицо хозяину в ответ на просьбу соблюдать порядок. Когда Диоген брал деньги в долг, то говорил, что хочет лишь взять то, что ему должны. А однажды он стал звать людей, и когда те сбежались, набросился на них с палкой, говоря, что звал людей, а не мерзавцев. Подчеркивая свое отличие от окружающих, и выражая им своё презрение, он неоднократно называл себя «собака Диоген».
   Целью жизни Диоген считал достижение состояния самодостаточности, когда человек постигает суетность внешнего мира и становится безразличным ко всему, кроме спокойствия собственной души. В этом смысле характерен эпизод встречи Диогена и Александра Македонского.
   Прослышав о Диогене, великий государь пожелал встретиться с ним. Но когда он шагнул к философу и сказал:
- Проси меня, о чём пожелаешь.
   Диоген ответил:
- Не заслоняй мне солнце!
   В этом ответе как раз и заключена идея самодостаточности, ибо Диогену были безразлично всё, включая и великий дар Александра. И он довольствовался своими собственными представлениями о счастье.
   Уже в древности учение циников стали называть кратчайшей дорогой к добродетели. На могиле Диогена был воздвигнут мраморный памятник в виде собаки с надписью: «Даже бронза ветшает со временем, но слава твоя, Диоген, не прейдёт во веки, ибо ты сумел убедить смертных, что жизнь сама по себе достаточна, и указать простейший путь жить».

Высказывания Диогена 

   Торжество победы над самим собой есть венец философии.
   Ο θρίαμβος της νίκης του εαυτού μας είναι το στέμμα της φιλοσοφίας.
   Лучший способ мучить своих врагов — всегда находиться в хорошем настроении.
   Ο καλύτερος τρόπος να βασανίζεις τους εχθρούς σου είναι να έχεις πάντα καλή διάθεση.
   Когда человек молод — очень рано, когда старый — уже поздно.
   Όταν είναι κανείς νέος, είναι πολύ νωρίς. Όταν είναι γέρος, είναι πολύ αργά.

Истории, связанные с Диогеном 

Людская психология

   Однажды Диогена спросили:
- Почему люди охотно подают милостыню калекам и нищим, а мудрецам отказывают?
   Философ ответил:
- Потому, что люди боятся стать калеками и нищими, но хорошо знают, что мудрецами им не стать никогда.

Похвала

   Как-то на званном обеде всем наскучил своей плохой игрой арфист. Диоген однако, удивил всех, похвалив того:
- Молодец, что, будучи плохим музыкантом, всё же продолжаешь играть, а не идёшь воровать.

Почему Диоген не любит людей

   Однажды Диогена спросили, почему он не любит людей – ни плохих, ни хороших. Философ ответил:
- Плохих не люблю за то, что они творят зло, а хороших – за то, что позволяют им это делать.

Польза от вина 

   Однажды за ужином Диогену предложили кубок дорогого вина. Он тут же вылил его на пол. Возмущённые гости принялись бранить философа. В ответ Диоген поизнёс:
- Если бы я выпил это вино, оно всё равно не досталось бы вам, а меня превратило бы на время в скота. А так — оно и вам не досталось, и мне не причинило никакого вреда.

Урок самому себе

   Однажды Диоген подошёл к статуе и стал просить у неё подаяние. Прохожий удивился:
- Да разве она подаст?
- Нет, — ответил философ.
- Зачем же ты просишь?
- Чтобы приучить себя к отказам, — ответил Диоген.

Продолжи или начни

   Всегда довольствуясь малым, Диоген редко просил милостыню. В случае крайней нужды он говорил, обращаясь к прохожим:
- Если ты добр и уже подавал ранее, то дай и мне, а если нет, то начни с меня!

Предусмотрительность

   Собирая милостыню, Диоген попросил у одного богача целую драхму. Тот удивился:
- Почему так много? Ведь у других ты просишь меньше.
   Философ ответил:
- У других я попрошу ещё и получу. А ты вряд ли найдёшь в себе силы подать вдругорядь.

Самое безопасное место

   Как-то на состязании по стрельбе из лука Диоген увидел неумелого стрелка. Вдруг философ уселся у самой мишени и сказал стреляющему:
- Видать, здесь самое безопасное место.

Тайное желание

   Один борец из-за постоянных неудач оставил занятия спортом и стал врачевателем. Узнав об этом, Диоген сказал:
- Ты, наверное, решил погубить всех победителей.

Сломал шею

   Победитель Олимпиады, афинянин Диокрипп, торжественно въезжал в родной город. Увидев в толпе красивую девушку, он оглянулся, не находя сил оторваться о неё взглядом. Диоген, стоящий в толпе горожан, приветствовавшей спортсмена, воскликнул тогда:
- Смотрите: девчонка свернула шею нашему герою!

Вот в чём разница

   Диоген спросил у знакомого:
- Скажи, что про меня говорят афиняне?
   Тот ответил:
- Говорят, что ты притворяешься дураком.
- Скажи им: я притворяюсь дураком, а они притворяются умными!

Вы бы сдались?

   Диогену, который достиг преклонных лет, советовали изменить свой образ жизни и доживать свой век спокойно. Философ ответил:
- Если бы вы соревновались в беге на Олимпиаде и, пробежав почти всю дистанцию первым, стали слабеть недалеко от финиша, вы бы сдались? Или постарались бы сохранить первенство?

Богат ли он?

   У Диогена спросили, богат ли один известный ему человек. Он ответил:
- Не знаю, мне известно, что у него много денег.
- Значит, он богат!
- Быть богатым и иметь много денег – не одно и то же, — пояснил Диоген. – По-настоящему богат лишь тот, кто вполне удовлетворён тем, что имеет. Тот же, кто старается иметь больше, чем имеет, — бедняк по сравнению с тем, кто ничего не имеет, но при этом доволен своим положением.

Что быстрее стареет

   Диогена спросили, что быстрее всего стареет. Философ ответил:
- Благодарность.


Литература:
Диоген Лаэртский, VI, 69
Институт Философии Российской Академии Наук ИСТОРИЯ МОРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. – М.: НЛО, 1995
Диоген Синопский
Электронная библиотека
Юлиан. К невежественным киникам
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Книга VI. Диоген
«Антология кинизма»; под ред. И. М. Нахова. М.: Наука, 1984.
Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». М.: Мысль, 1986.
Кисиль В. Я., Рибери В. В. Галерея античных философов; в 2-х томах. М., 2002. ISBN 5-8183-0414-0.
Зайцев А. И. Диоген Синопский // Новая философская энциклопедия / Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2001. — ISBN 5-244-00961-3.